Перейти на старую версию сайта
TESLA: отрасль будущего или пузырь на рынке акций? NES Points с выпускниками РЭШ Алексеем Дебеловым и Виталием Казаковым
Вт, 27 апреля 2021

TESLA: отрасль будущего или пузырь на рынке акций? NES Points с выпускниками РЭШ Алексеем Дебеловым и Виталием Казаковым

16 апреля в рамках проекта NES Points Online партнер швейцарского мультисемейного офиса FP Wealth Solutions Алексей Дебелов (MAE’2004) и директор программы «Экономика энергетики и природных ресурсов» РЭШ Виталий Казаков (MAE’2003) обсудили капитализацию Tesla.

Сегодня Tesla —  лицо изменений, происходящих на рынке электротранспорта, и одна из самых обсуждаемых компаний среди инвесторов. Доля компании в глобальном автопроизводстве составляет всего 0,5%, доля выручки — около 1,5%. При этом, по капитализации компания лидирует на мировом рынке автопрома с показателем 35%. Оправдывает ли будущее Tesla ее сегодняшнюю капитализацию, выясняли эксперты. 

По словам Виталия Казакова, если воспринимать компанию Илона Маска исключительно в контексте изменения парадигмы на рынке транспорта и перехода к электродвигателям, объяснить ее капитализацию практически невозможно. Однако, если погрузиться в направления развития Tesla, изучить ее цели и перспективы на соседних рынках, картина может оказаться более радужной для текущих акционеров. 

У любой компании есть так называемый Blue Sky Scenario — максимально оптимистичный прогноз развития бизнеса. Перспективные технологии способны обеспечить взлет компании; в случае с Tesla это, прежде всего, технология беспилотных автомобилей. Успешный опыт других проектов Илона Маска — от SpaceX до The Boring Company и Neuralink — подтверждает реалистичность планов Tesla по внедрению инноваций. 

Технология самоуправляемых автомобилей может оказаться важнее для оправдания капитализации компании, чем само производство электрокаров, подчеркнул Виталий Казаков. Самый очевидная перспектива для Tesla — выход на рынок такси; сегодня его оценивают приблизительно в 150 млрд долларов в год. Маржа на современном рынке такси распределяется в примерном соотношении 40/40/20, где 20% выручки получает агрегатор и по 40% достаются водителям и вкладываются в обслуживание таксопарка. Если Tesla выйдет на рынок с беспилотными машинами, структура распределения средств изменится. Компания сможет забрать значительную часть выручки благодаря отсутствию водителей, растущему спросу на износостойкие электромобили и созданию собственного агрегатора. В условиях Blue Sky Scenario присутствие на новом рынке значительно увеличит стоимость Tesla, что потенциально оправдывает ее сегодняшнюю капитализацию.

Менее оптимистичный взгляд на Tesla представил партнер FP Wealth Solutions Алексей Дебелов. По его мнению, подобные сценарии развития по умолчанию предполагают, что у конкурентов ничего не получится. В случае успеха Tesla действительно станет еще дороже, но этот успех далеко не гарантирован — из-за конкуренции как на уровне железа, так и на уровне искусственного интеллекта.

«Конкуренты отлично умеют производить автомобили и активно осваивают электрочасть. Например, в Германии компанию Маска подвинул не только Volkswagen, но даже корейские производители. Технологическая конкуренция усиливается и в сфере самоуправляемых автомобилей: сегодняшний лидер в секторе беспилотных машин — Waymo, принадлежащая Google, второе место занимает General Motors», — подчеркнул Алексей Дебелов. 

Насколько эффективны традиционные методы оценки стоимости компании, когда речь идет о высокотехнологичном бизнесе? Эксперты сошлись во мнении: Tesla — это компания, которая потенциально способна трансформировать существующие отрасли. Поскольку спрогнозировать эти процессы довольно сложно, рациональная стратегия инвестора — наблюдать за развитием событий, но не участвовать своими деньгами. 

Смотреть запись встречи NES Points Online с Алексеем Дебеловым и Виталием Казаковым:

NES Points – серия встреч с выпускниками Российской экономической школы, где выпускники и друзья РЭШ, живущие в России и за рубежом, рассказывают об экономике и финансах, делятся историями успеха, обсуждают самые насущные темы, связанные с карьерой, саморазвитием и образованием.

Об экспертах

Алексей Дебелов — партнер швейцарского мультисемейного офиса FP Wealth Solutions, управляющий стратегиями акций с 14-летним опытом. Преподаватель РЭШ и ВШЭ. До FP Wealth Solutions руководил направлениями «Акции» и «Структурные продукты» в компании «Третий Рим», до этого работал в Renaissance Investment Management. Окончил факультет экономики Новосибирского государственного университета, имеет международный сертификат CFA.

Виталий Казаков — старший преподаватель РЭШ, директор программы «Экономика энергетики и природных ресурсов». В прошлом — вице-президент JPMorgan Asset Management с 10-летним опытом инвестиций на российском рынке акций.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки