Выпускник программы «Магистр экономики» Федор Бобошин (MAE`2021) после окончания физфака МГУ им. Ломоносова работал в стартапе, где осознал необходимость в получении большего количества полезных навыков в области экономики и финансов. Он узнал о РЭШ от своего друга, а после посещения Дня открытых дверей принял твердое решение поступать именно сюда. Обучение полностью перевернуло его карьерный трек, и сегодня Федор — аспирант Университета Лозанны. Он рассказал, как Школа и ее сообщество вдохновили его заниматься исследованиями, какие темы проектов он выбирает, чем планирует заниматься в будущем и какую роль в его жизни играет сообщество РЭШ.
Напоминаем, что 17 мая на кампусе и онлайн состоится День открытых дверей магистратуры РЭШ, на котором вы сможете узнать все о подготовке, поступлении, образовательных возможностях и карьерных перспективах студентов и выпускников РЭШ. Приходите, будет интересно!
Почему вы решили пойти в магистратуру РЭШ?
Я учился на физфаке МГУ им. Ломоносова и узнал про РЭШ достаточно случайно. Один мой приятель поступал в магистратуру и рассказал мне о Школе. На тот момент я работал в стартапе и хотел получить больше навыков в финансах, поэтому тоже задумывался о продолжении обучения. В качестве возможного места я также рассматривал магистратуру ВШЭ, но в итоге выбрал для себя РЭШ. Программы Школы выглядели сильнее, интенсивнее и интереснее с точки зрения подхода к образованию.
Когда решение идти в РЭШ было принято, мне пришлось уделить достаточно много времени подготовке к поступлению. Я писал Олимпиады РЭШ, и даже после физфака там были разделы математики, с которыми я не был знаком. Я набрал достаточное количество баллов для зачисления и на программу «Финансы, инвестиции, банки» (MAF), и на программу «Магистр экономики» (MAE), но учиться пошел на MAE. Она идеально подходила для того, чтобы детально изучить экономику в целом и в то же время развиваться в финансах. Здесь я мог получить более широкое образование: изучить интересные мне курсы, например, по эконометрике и экономике развития, и приобрести необходимые для работы навыки за счет большого количества финансовых курсов по выбору.
Какими были впечатления от обучения в Школе?
Должен сказать, что в первый год мне было достаточно тяжело. До этого я был знаком с экономикой только по финансовым курсам в Coursera. В РЭШ обучение было в 10 раз интенсивнее, чем там, не только с точки зрения количества базовых курсов, но и с точки зрения количества дедлайнов.
В то время я не собирался на PhD, хотя многие люди вокруг были настроены серьезно и уже с сентября первого курса учились с мыслью о поступлении в аспирантуру. Их стремление было настолько впечатляющим, что, мне кажется, мысль о продолжении обучения начала зарождаться в моей голове уже тогда.
К концу первого года я привык к нагрузкам, а на втором году появилась возможность брать курсы по выбору. Учиться стало не только легче, но и гораздо интереснее. Так получилось, что я выбирал элективы, на которых можно было делать исследовательские проекты, и в какой-то момент понял, что мне это очень нравится. Видя это, мои однокурсники, которые изначально были ориентированы на академию, стали подталкивать к поступлению и меня. После чего я уже более серьезно стал задумываться о PhD.
Как складывался ваш путь после окончания РЭШ?
Под конец второго года обучения я подумал, что стоит попробовать развиваться в академии, но все еще не был уверен в правильности этого решения. Поэтому я пошел работать помощником исследователя (Research Assistant), чтобы побольше узнать об исследованиях.
Сначала я участвовал в нескольких исследовательских проектах Марии Петровой. Затем благодаря ей и Рубену Ениколопову я устроился в Университет Помпеу Фабра, где помогал с проектами Марте Рейнал. При этом я работал удаленно и лично в университете никогда не был. Работой ассистента исследователя я занимался 2 года. При этом параллельно я был ассистентом преподавателя на курсах у Герхарда Тевса (прим. 17 мая на Дне открытых дверей магистратуры РЭШ у вас будет возможность лично услышать выступление Герхарда Тевса), Марии Петровой и Рубена Ениколопова в РЭШ.
Этот опыт укрепил мое желание поступать на PhD. Я увидел, что исследования — это кропотливая, но очень интересная с точки зрения изучаемых вопросов и данных, работа.
Как вы выбирали вуз для продолжения обучения и какую роль в вашем выборе сыграла РЭШ?
На момент подачи я уже какое-то время жил за границей и мне не хотелось уезжать далеко, поэтому я рассматривал в основном европейские вузы. У меня был предварительный список мест, в которых, на мой взгляд, люди занимаются классными вещами. Но с окончательным выбором мне помогли мой научный руководитель Хосни Зоаби и Мария Петрова. Они рекомендовали мне некоторые хорошие европейские университеты, и благодаря им я узнал о Лозаннском университете в Швейцарии. Я подавался в десяток европейских вузов и у меня было несколько офферов, но я выбрал именно Лозаннский университет. Он предлагает хорошие условия, находится в центре Европы и позволяет взаимодействовать с другими вузами, а профессорский состав идеально подходит для интересующих меня тем исследований. Кроме того, мне казалось, что обучение в Швейцарии может быть интересным опытом и позволит понять, почему эта маленькая страна такая процветающая.
Помогала ли Школа с поступлением спустя 2 года после окончания магистратуры?
Думаю, из-за того, что между окончанием Школы и поступлением прошло достаточно много времени, помощь со стороны РЭШ не была такой явной, но все же она была. Например, при подаче я использовал ресурсы Центра письменной и устной коммуникации, а также запрашивал рекомендательные письма у Хосни Зоаби и Марии Петровой в дополнение к рекомендациям Марты Рейнал из Университета Помпеу Фабра. Я также консультировался о процессе подачи документов с профессором РЭШ Озгуром Эвреном.
Как проходило поступление?
В выбранные мной европейские вузы нужно было предоставить рекомендательные письма, тест по английскому языку и тест GRE по математике. В прохождении последнего очень помогли полученные в РЭШ навыки. Я несколько раз сдавал этот экзамен, потому что не был доволен полученными баллами, и в итоге все же получил максимальный балл. Мне кажется, это упорство в достижении поставленной цели и способность за короткий промежуток времени разобраться в незнакомой теме — это достаточно рэшевский навык.
Когда предварительный отбор пройден, тебя вызывают на собеседование. У меня было несколько собеседований в разные вузы. Здесь стоит отметить, что в академической среде знают о РЭШ, и это помогает «открывать» некоторые двери. Люди понимают, что если человек окончил РЭШ, значит это сильный студент.
Как устроено обучение на PhD?
В Швейцарии есть некоторые особенности устройства учебного процесса. Университеты здесь достаточно маленькие и организовывать продвинутые курсы для нескольких аспирантов для них довольно накладно. Поэтому они объединяются и отправляют их на обучение в общенациональный учебный центр Gerzensee. Здесь для студентов-экономистов лекции читают известные профессора. В течение первого года мы изучали стандартные базовые курсы, например, микро-, макро- и эконометрику. У меня также находилось время заниматься научной деятельностью и работать помощником преподавателя на некоторых курсах.
Говоря про учебный центр Gerzensee, хочу упомянуть сообщество РЭШ. Когда в 2023-м году я начинал учиться на PhD, у нас был курс по эконометрике-1, который читала профессор в MIT и выпускница РЭШ Анна Микушева (MAE'2002) (прим. Анна также состоит в Международном комитете советников, который следит за качеством программ РЭШ). Мы много общались про жизнь, про обучение, про исследования и про Школу. Это очень здорово, когда приезжаешь в незнакомую страну учиться, а курсы тебе читает профессор, который когда-то тоже был студентом РЭШ. Вот так, сам того не ожидая, ты внезапно находишь сообщество РЭШ.
Вы уже выбрали направление исследований, которыми будете заниматься?
Сейчас идет второй год обучения, и осенью я выбирал себе научных руководителей. У меня их два: Матиас Туэник и Джамиля Нигматулина, которая преподавала в РЭШ. Несмотря на это я не ограничен в темах исследований и, в принципе, при необходимости могу взять и третьего научного руководителя. Такие примеры, когда у людей больше двух руководителей, есть.
Сейчас я занимаюсь несколькими проектами о России и исследую процессы, происходящие в обществе на фоне текущей геополитической ситуации. В этом смысле экспертиза моих научных руководителей дополняет друг друга. У Джамили есть исследования про санкции и она понимает российскую специфику, а Матиас — специалист по конфликтам и трейду. С Матиасом мы больше обсуждаем концептуальные аспекты и рассматриваем тему с более глобальной точки зрения, а с Джамилей — больше технические детали, например, как люди меняют свое мнение относительно происходящего, чем это обусловлено и какие факторы на это влияют. Помимо этого, у меня есть еще два проекта с профессорами Домиником Ренером и Рустамом Хакимовым о политических байесах ИИ и о европейских монархиях.
Какие у вас планы на будущее?
Я пока не определился со своим будущим и рассматриваю три возможных пути своего развития. Если у меня будут получаться исследования высокого уровня, то я, возможно, буду продолжать академическую карьеру. В качестве хорошей альтернативы я рассматриваю для себя работу в организации вроде Всемирного банка. И третья возможность, которая тоже существует, но менее интересна мне, чем другие, — заниматься продвинутой дата-аналитикой, потому что прямо сейчас я работаю с большими объемами данных.
Пока мне нравится заниматься исследованиями. Мне кажется, что экономическая наука позволяет думать про совершенно разные аспекты нашей жизни и ставить интересные вопросы про организацию общества, причины происходящих в мире процессов, работоспособность одних теорий и несостоятельность других и т.д. Это очень увлекательно. В целом карьера в академии очень интересна и привлекательна тем, что ты можешь сам себе ставить вопросы и сам себе на них отвечать.
Для тех, кто стремится к карьере в академии, PhD — это обязательная база. А в чем, на ваш взгляд, ценность PhD-образования для тех, кто идет в индустрию, и есть ли она вообще?
Ценность PhD для индустрии не всегда очевидна. На рынке труда опыт работы в течение пяти лет может быть гораздо важнее, чем опыт, полученный в аспирантуре. В то же время, если бизнесу требуется человек для исследований, то выпускник аспирантуры сможет выполнять эту работу более качественно. Я бы сказал, что тут все сильно зависит от специализации во время PhD. На мой взгляд, люди, занимающиеся макро или финансами, гораздо чаще строят корпоративную карьеру и с таким образованием могут вырастать до высоких позиций. Также можно стать ценным для бизнеса специалистом, занимаясь исследованиями в области ИИ. И в целом выпускник PhD может быть очень востребованным на рынке труда при условии близости направления его исследований и сферы интересов той или иной компании.
Возвращаясь к образованию РЭШ, как навыки, полученные в Школе, помогают вам в проведении исследований сегодня?
Мне кажется, РЭШ формирует высокий стандарт выполнения любой работы, будь то проведение исследования или решение задач в частном секторе. Работая с профессорами Школы, ты развиваешь самоотдачу и работоспособность; многосторонний подход к задачам; внимание к специфике и деталям; строгость в критике, оценках, интерпретациях; открытость к знаниям, новым методам и другим точкам зрения. Помимо этого, РЭШ очень хорошо прокачивает навык совместной работы благодаря групповым проектам. Это, к примеру, сильно помогало при совместной работе над домашними заданиями и исследовательскими работами на PhD. В целом почти все исследовательские проекты сейчас — это командная работа.
В РЭШ был очень хороший английский, в том числе и потому, что обучение частично проходило на этом языке. Это значительно облегчает коммуникацию по исследовательским вопросам и в жизни в целом.
Какие советы вы можете дать тем, кто сейчас выбирает магистратуру?
Исходя из своего опыта, могу сказать, что не стоит бояться изменить свой карьерный трек. C РЭШ я сделал это два раза: первый раз, когда поступал с желанием погрузиться в финансы и развиваться в этом направлении, а второй раз — когда принял решение пойти на PhD.
Не стоит бояться поступать в РЭШ. Сложные курсы на программе «Магистр экономики» расширяют кругозор и дают понимание того, как в целом устроены наука и общество. Несмотря на то, что два года ты живешь только учебой, это стоит полученного в итоге результата. Кроме того, это очень увлекательно. Я считаю, что в свое время сделал правильный выбор — благодаря Школе я узнал, как интересно заниматься исследованиями, а сейчас могу работать над темами, которые мне нравятся, и получать от этого большое удовольствие. Не уверен, что я был бы там, где я есть, без РЭШ.
И еще один совет — хорошо готовиться к Олимпиадам РЭШ и экзаменам, потому что без этого никак (прим. с материалами для самостоятельной подготовки вы можете ознакомиться здесь).
Что для вас РЭШ?
РЭШ – это семья. Когда я жил в Казахстане и в Грузии, я регулярно посещал встречи с людьми из РЭШ, и сейчас, находясь в центре Европы, я продолжаю поддерживать связь со своими одногруппниками. Поэтому РЭШ — это действительно сильное сообщество, и это здорово. А еще РЭШ – это место, учиться в котором было супер весело и интересно!
Не пропустите ближайшие мероприятия для абитуриентов:
- День открытых дверей магистратуры РЭШ, 17 мая на кампусе и онлайн
- Олимпиада РЭШ для поступающих на программы «Финансы, инвестиции, банки» и «Мастер наук по финансам», прием заявок до 18 мая
- Олимпиада РЭШ для поступающих на программы «Магистр экономики» и «Искусственный интеллект и финансовые технологии», прием заявок до 1 июня