
Илья Широков
ПРО РЭШ
— Илья, пока вы учились в РЭШ, сумели обнаружить занятие по душе?
— Да, но процесс был непростой. В поисках себя на последнем курсе РЭШ за полгода я успел сменить шесть мест работы — от PwC до крупного инвестиционного банка и хедж-фонда. Тогда все хотели работать в финансах, но меня это совсем не зацепило. Я много пробовал, но никак не мог найти свое. В РЭШ летом я организовал клуб — мы играли в шведские шахматы. На такой встрече один из моих друзей по РЭШ рассказал, что занимается интернетом, и это довольно интересно. У меня на тот момент был оффер в ЛУКОЙЛе, но я понимал, что это не совсем то. Поэтому решил исследовать и вот так случайно узнал, что такое интернет, который тогда был еще очень маленькой отраслью. Я попал в небольшую компанию, развивающую проект IT-People.ru, который должен был стать конкурентом на тот момент еще не разросшемуся HeadHunter, и мне понравилось. Так я и нашел призвание.
— Как бизнес развивался дальше?
— Когда я пришел, компания состояла из пяти человек, все только начиналось, но нам казалось, что мы сможем ворваться на рынок, сделать вертикали типа IT-People, HR-People и т. д. Это был 2004 год, работы и вакансий было много, все фонтанировало, но резюме не хватало. Мы посчитали тогда, что одно резюме для нас стоило $1. Чтобы конкурировать с HeadHunter, нам нужен был миллион резюме и, соответственно, $1 млн. Тогда в интернет никто особо не инвестировал, деньги достать было сложно. В этот момент начали появляться первые социальные сети, среди них — LinkedIn. Нам показалось, что это может стать отличным способом бесплатно собрать резюме, потому что люди там искали своих однокурсников и коллег, для чего заполняли информацию о себе. И мы сделали местный аналог — «Мой круг», чтобы помочь IT-People собрать базу резюме и потом монетизировать ее за счет компаний.
Однако «Мой круг» так выстрелил, что мы перестали заниматься чем-либо другим. «Мой круг» стал первой социальной сетью в России, после нашего запуска новые соцсети начали появляться и исчезать каждый месяц.
— Тем не менее вскоре вы решили продать компанию. Почему?
— Еще до того, как началась работа над «Моим кругом», я задумался о том, что мне делать дальше, потому что IT-People развивался не очень стремительно, и я не понимал своих перспектив. Поэтому начал подаваться в бизнес-школы.
Спустя год, когда мы уже сделали «Мой круг», мне пришло приглашение в Стэнфорд, и я решил поехать. Так как я разрабатывал проект на всех уровнях, в связи с моим отъездом мы с инвестором решили его продать. Выбрали «Яндекс», потому что думали, что он не забросит проект и продолжит развивать его, но, к сожалению, ошиблись. Приоритеты сместились, когда их начал теснить Google, все силы были перекинуты на борьбу с ним.
УЧЕБА В СТЭНФОРДЕ
— Зачем вы поехали в Стэнфорд и что в итоге получили от этой поездки?
— Во-первых, подошел к концу определенный жизненный этап, мне нужно было взять время подумать, понять, действительно ли я нашел то, чем хочу заниматься всю жизнь. Во-вторых, мне хотелось немного отдохнуть, потому что я очень много работал. В-третьих, это была хорошая возможность углубить понимание того, как функционирует мир, расширить кругозор, как и в случае с РЭШ.
В бизнес-школах собираются люди, которые живут очень разными жизнями. Общаясь с ними, ты как бы можешь взглянуть на мир их глазами, примерить на себя их жизнь — и так понять, подходит ли она тебе. Я быстро пришел к тому, что хочу дальше заниматься интернетом и делать это именно в России. Дома у меня была отличная репутация, меня знали важные люди. Кроме того, искать талантливых программистов в России легче. В силу культурных различий быть успешным руководителем за границей намного сложнее, чем в родной стране, — не хватает понимания мотивации, чувств людей. К тому же мы с женой скучали по Москве, я много где успел пожить, но Москва для меня всегда оставалась лучшим городом.
— И что вы решили делать дальше?
— Я видел для себя три пути: стать топ-менеджером, инвестировать в интернет-компании или сделать свой стартап.
Пока я учился, «Яндекс» звал меня обратно: по иронии судьбы, мне предлагали возглавить «Яндекс.Маркет». Тогда я считал, что нужно было уходить от рекламной модели к такой, при которой трансакция производится на той же платформе, что и поиск, чтобы сделать пользовательский опыт максимально гладким. Однако Аркадий Волож [сооснователь и генеральный директор «Яндекс» - прим. ред.] решил продолжать работать в рамках существующего подхода, поэтому я не стал участвовать в этом проекте.
В Стэнфорде я начал работать над своим стартапом по доставке еды, летом поехал в Москву искать инвестиции и пришел в DST к Юрию Мильнеру. Оказалось, что они задумались о создании венчурного фонда. Мне сделали предложение, от которого я не мог отказаться, — возглавить этот фонд. Однако, пока я доучивался в Стэнфорде перед выходом на работу, DST шокировала весь мир, проинвестировав в Facebook. К моменту моего возвращения начали совершаться крупные сделки типа Groupon, бизнес-модель сильно изменилась, и, чтобы продолжать расширение масштабов деятельности, DST нужно было выходить на IPO. Для этого важно было разобраться с активами, крупнейшим из которых были «Одноклассники». Причем тогда это была просто база данных, а не соцсеть, которая генерировала прибыль, но плохо «перформила». И, когда я вернулся, мне просто вручили билеты в Ригу (где на тот момент располагался офис «Одноклассников») и отправили наводить порядок перед IPO, результаты которого сильно зависели от успехов данного актива.
Так я стал руководителем «Одноклассников». В итоге мы получили отличные результаты, стали второй после «Яндекса» российской интернет-компанией по чистой прибыли. Но я не видел себя в роли топ-менеджера, хотелось делать что-то свое. Несмотря на то, что меня очень просили остаться, поднимали компенсацию, я в какой-то момент решил уйти.
И после этого стал заниматься двумя вещами — пробовать запускать проекты и параллельно инвестировать деньги, которые я заработал вместе с моим партнером. Инвестиции оказались для меня скучноваты, не хватало драйва, хотя наш портфель сейчас крайне хорошо себя чувствует.
ПРО JOOM
— Как при этом продвигалось направление с собственными проектами? Вы сразу начали делать Joom?
— Нет, сначала мы делали другой сервис — инструмент для хранения и обмена фотографиями. Мне в какой-то момент показалось, что удобного решения для данной задачи на рынке просто нет, и из такой личной боли выросла идея проекта. Однако, когда мы уже были готовы запуститься, появился Google Photos. Конкурировать с ними было невозможно, так как они предоставляли продукт бесплатно и при этом могли свободно распространять его на всех Android-девайсах.
Нужно было срочно придумывать новый проект, времени было крайне мало, так как уже собранная команда не могла сидеть без дела. Поэтому мы общими усилиями начали накидывать идеи и обсуждать их. Один из моих бывших коллег обратил внимание на интернет-торговлю — мы стали смотреть тренды, и, чем дальше смотрели, тем больше нам нравилось. Решили поэкспериментировать и сделали три одинаковых приложения с разными видами товаров. Собранные данные показали, что китайские товары вызывают очень высокий интерес, поэтому мы двинулись дальше и разработали концепцию Joom. Тема мобильной электронной коммерции нам понравилась по нескольким причинам.
Первая: однозначно все в какой-то момент переместится в мобильные телефоны, уже сейчас 90% всех продаж совершается на них. Вторая: я всю жизнь занимался созданием хороших интерфейсов. На тот момент в России доминировал AliExpress, но все понимали, что это неудобный сервис с плохим интерфейсом, что для меня было удивительно. И третья причина: в этом бизнесе крайне важны современные технологии, такие как machine learning, computer vision и т. д., а в России очень много экспертов в данных областях.
Кроме того, я сделал одну из самых больших интернет-компаний в России, поэтому у меня была амбиция создать что-то уже на международной арене.
Выбрав китайские товары, мы вступали в конкуренцию с AliExpress, и все нам говорили, что победить их невозможно, у них 99% рынка, узнаваемый бренд, большие ресурсы. Но мы посчитали, что, предоставив более удобный сервис, возможность решать проблемы локально, мы получим преимущество.
В итоге у нас получилось научиться работать с китайскими товарами. К второму дню рождения наше приложение скачали 100 млн раз — с точки зрения этой метрики мы стали одним из мировых лидеров, даже у Facebook и WhatsApp на такое количество ушло три-четыре года. И для нас это только начало, мы хотим сделать так, чтобы через телефон потребитель смог купить вообще что угодно. Мы готовимся к запуску в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, расширению в США. Планируем начать подключать локальных продавцов, добавлять новые категории товаров.
Кроме того, видимо, у меня карма такая — к чему ни прикоснусь, все превращается в соцсеть. Так и здесь: несколько недель назад мы запустили соцсеть внутри Joom на Android. Думаю, что к концу следующего года Joom станет больше похож на Instagram с лентой про покупки и получение удовольствия от них.
— Какое качество или навык помогал вам двигаться вперед на протяжении вашего карьерного пути?
— Думаю, смелость. Когда после РЭШ я пошел в IT-People, однокурсники говорили: «Зачем ты это делаешь? В интернете нет денег, индустрия смешная». И действительно, тогда моя зарплата была в разы меньше, чем у выпускников, которые пошли в более традиционные сферы. Однако я был уверен: если буду заниматься тем, что мне нравится, то смогу стать лучшим в этом, и деньги придут в конце концов. Но эта вера требует смелости. Большая часть людей предпочитает понятную сиюминутную выгоду чему-то сложному, далекому и неопределенному. То же и с «Одноклассниками»: я был очень высокооплачиваемым специалистом, но в какой-то момент мне хватило решительности уйти и при этом не заняться чем-то мелким, а сделать компанию, чьими конкурентами будут Alibaba, Ozon и другие гиганты.
ФОРМУЛА УСПЕХА
— У вас есть какая-то личная формула успеха и счастья?
— Для меня есть три составляющие: любимое дело, семья и спорт.
Очень важно делать то, что дает ощущение самореализации. Многие мои однокурсники из РЭШ выбрали наиболее понятный путь, пойдя в консалтинг или финансы, не задумываясь особо, подходит ли им это. В итоге среди них я почти не вижу счастливых людей. Те же, кто пошел своей дорогой, стали людьми намного более жизнерадостными. Самое главное — понять свое призвание, а успех и сопутствующие обстоятельства к этому обязательно приложатся.
Вторая вещь — это семья. Очень важно знать, что, какие бы трудности ни наступили (а они постоянно наступают), у тебя есть надежный тыл. Может, мне повезло: я счастливый отец троих детей, у нас очень дружная семья.
Последний элемент — это спорт. Предпринимателю спорт полезен, потому что он закаляет дисциплину и позволяет отвлекаться от стресса и мыслительного процесса. Есть разные способы приводить голову в порядок — медитация, хобби, спорт, и какое-то подобное занятие обязательно должно быть. Потому что предприниматель перманентно борется за то, чтобы не сойти с ума, поддерживать свое эмоциональное состояние и адекватно воспринимать реальность.
Это моя формула, больше ничем в жизни я не занимаюсь.
— Это немало!
— Есть один анекдот на эту тему, который мне нравится. Преподаватель приходит в класс, показывает пустую кружку, берет большие камни, кладет в нее и спрашивает студентов, полна ли она. Они отвечают: да. Тогда он достает маленькие камушки, досыпает их в кружку и повторяет вопрос. Ему отвечают: конечно полна. Потом он засыпает песок, и диалог повторяется. Тогда он доливает в кружку пива и спрашивает: а теперь? Точно полна. Мораль истории: если заполнить жизнь большими вещами, на мелкие всегда хватит места, и, как бы заполнена ни была ваша жизнь, на кружку пива с друзьями в ней всегда хватит места.
Эта присказка хорошо иллюстрирует идею, что такие важные вещи, как семья, работа, хобби, всегда можно совместить, главное, уметь расставлять приоритеты.
Интервью взяла Анастасия Невзгода (BAE'2019)