
«РЭШ – это бета-версия жизни»
Расскажи о своей учебе в школе.
Я учился в маленькой частной школе в Сокольниках, работающей по системе международного бакалавриата. Это довольно редкий для России формат, предполагающий обучение по универсальной школьной программе, единой для всех стран-участниц проекта. Мы начали изучать экономику довольно рано, уже в 9 классе. Но в этом курсе почти не было математической составляющей, в основном нам описательно рассказывали о базовых принципах функционирования экономики. Cамые сложные задачи, которые приходилось решать, – это построение графиков пересечения кривых спроса и предложения. Поэтому тогда я еще не осознавал, что экономика – это наука, основанная в первую очередь на использовании математического аппарата.
Мой папа в свое время учился в Экономико-математической школе МГУ, а затем преподавал в ней и входил в Совет ЭМШ. Он посоветовал мне поступить в нее. Я успешно сдал вступительные экзамены, и тогда в моей жизни начался новый этап. В Экономико-математической школе я встретил много замечательных людей, которые разделяли мои ценности и изучали науки, всегда меня интересовавшие, на очень глубоком уровне. ЭМШ открыла мне двери в сообщество единомышленников, любящих экономику и математику. Позднее, в одиннадцатом классе, я начал слушать курс экономики в рамках образовательной программы ВШЭ, а потом стал победителем Всероссийской олимпиады школьников, по результатам которой меня приняли в РЭШ.
Ты мог выбирать среди множества вузов. Почему ты отдал предпочтение именно Совместному бакалавриату РЭШ и ВШЭ?
До победы в олимпиаде я собирался поступать в Международный институт экономики и финансов. Я уже тогда слышал о Совместном бакалавриате, но понимал, что попасть туда можно только, победив на олимпиаде. Когда мне это удалось, я недолго колебался. Ведь я понимал, что на Совместном бакалавриате РЭШ и НИУ ВШЭ преподают лучшие экономисты России (как из академической сферы, так и занимающиеся прикладными исследованиями). Я доверял людям, организовавшим эту программу, и они меня не подвели. В долгосрочной перспективе выбор Совместного бакалавриата был идеальным решением.
Сейчас ты работаешь в сфере аналитики роста и продвижения в Яндексе. Помогли ли учебные курсы бакалавриата в выборе профессионального направления?
В целом, да. Курсы «Введение в программирование» Елены Набиевой и «Наука о данных» Ильи Щурова помогли мне понять, что мне нравится процесс написания кода, что у меня получается формулировать свои мысли на этом «языке». Мне было очень важно осознать, что у меня получается программировать и что, оказывается, это не так уж и сложно, как мне казалось раньше. Конечно, нескольких учебных курсов было недостаточно, чтобы получить весь необходимый для работы объем практических знаний. Позднее я уже самостоятельно изучал нужные мне языки программирования. Но я считаю, что основная задача вуза как раз и состоит в том, чтобы давать базовое представление о разных сферах научного знания, а не транслировать чисто прикладные навыки.
Расскажи, пожалуйста, о своем профессиональном пути.
С первого курса я преподавал в ЭМШ. Я всегда знал, что хочу учить детей математике, читал старшеклассникам стандартный курс этого предмета, а также математический анализ. Сейчас я продолжаю преподавать – в этом году веду курс по программированию, рассказываю школьникам, как писать несложные программы прикладного характера. Мы «парсим» (<примечание редактора> извлекаем и собираем открытые данные) сайты, делаем простых ботов для ВКонтакте, строим социальные графы. Кроме того, уже три года подряд Ассамблея ЭМШ выбирает меня директором ЭМШ (Представительская функция в данном учебном заведении).
После окончания второго курса в РЭШ я прошел стажировку в Яндексе. Тогда я понял, что мне очень нравится применять свои экономические знания в сфере IT. Несмотря на то, что у меня не было такой глубокой технической подготовки, как у моих коллег, у меня были свои преимущества. Я умел анализировать полученные данные, понимал взаимосвязь между результатами нашей работы и пользой для компании. Я сам придумывал себе работу, предлагал для себя следующие шаги. После окончания Школы я вернулся в Отдел аналитики Яндекса. Сначала занимался аналитикой доли компании, а сейчас я руковожу командой аналитики роста: мы решаем классические задачи маркетинга и дистрибуции (предсказание LTV, моделирование оттока, построение операционных приборов) в масштабах данных Яндекса.
Считается, что в Яндексе совершенно особая корпоративная культура. Какие ценности работодателя важнее всего для тебя?
Вообще-то, мы в Яндексе стараемся избегать таких терминов, как «корпоративная культура». Они звучат слишком формально и не передают атмосферу компании. Больше всего я ценю свободу, отсутствие субординации и жестких рамок, мешающих свободному творчеству. Например, в Яндексе принято обращаться к коллегам на «ты» вне зависимости от позиции. Начинать работу можно в любое время до двенадцати дня – конечно же, по согласованию с руководителем. Все это делается для того, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя комфортно, не боялся высказывать свое мнение, мог реализовать свой потенциал и способности и таким образом, несомненно, принести пользу компании. В целом, на мой взгляд, у нас гораздо более неформальная атмосфера по сравнению с большинством российских компаний.
Есть ли у тебя ощущение важности и полезности того, что ты делаешь?
Я отвечаю за эффективность расходования бюджета компании. Наша команда составляет прогноз, какой объем выручки сможет принести каждый конкретный пользователь. При этом мы рассматриваем и оцениваем массу показателей, например количество поисков, количество переходов, вероятность ухода пользователя, придумываем модели атрибуции. Конечно, осознание того, что результаты моей работы непосредственно влияют на эффективность деятельности компании, очень мотивирует и приносит удовлетворение от работы.
Вернемся к РЭШ. Почему ты решил стать частью Менторской программы Школы?
Менторство в IT – это очень распространенная практика. Мои коллеги часто вспоминают о том, как на определенных этапах карьеры им помогали менторы. Как правило, ими выступают сотрудники других компаний, имеющих экспертизу, специфическую для конкретной отрасли. Я тоже хотел внести свой вклад в профессиональное становление других людей, поделиться тем, что знаю и умею. На мой взгляд, сейчас пропасть между экономикой и IT, между эконометрикой и машинным обучением всё ещё велика, несмотря на то, что обе науки изучают причинно-следственные связи, обе строятся на похожей математической базе и исследуют общество и реальное поведение людей. Кроме того, участие в Менторской программе для меня – это своеобразное выражение благодарности Школе, попытка вернуть свой «долг» за то, что было дано мне.
РЭШ заложила фундамент моей карьеры и успеха. Я считаю себя обязанным Школе за это.