Перейти на старую версию сайта
E-com после РЭШ. Гайд по трудоустройству в Ozon
Вт, 01 февраля 2022

E-com после РЭШ. Гайд по трудоустройству в Ozon

Начинаем серию материалов о крупных российских компаниях, куда часто трудоустраиваются выпускники РЭШ. Первый в серии гайд посвящен крупнейшей e-commerce компании Ozon. Сколько уровней отбора? Какие навыки проверяют на каждом из них? Как подготовиться к собеседованию и кому стоит идти работать в компанию? Эти и другие вопросы мы задали представителям топ-менеджмента, тем, кто работает давно и тем, кто устроился недавно. Много инсайтов и практических советов – в этом материале.

Благодарим за помощь в подготовке материала:
Станислава Кондратьева (MAE’11), генерального директора Ozon Rocket – в Ozon с 2019 г.;
Замиру Юлдашеву (MSF'17), менеджера по корпоративному развитию – в Ozon с 2018 г;
Алёну Шигореву (MAF’19), менеджера проектов в Отделе развития инструментов планирования и анализа – в Ozon с 2020 г;
Ксению Марданову, руководителя направления программы стажировок Ozon.

Кому стоит идти в Ozon

Ozon – e-commerce компания, один из ключевых игроков российского рынка. Сюда стоит идти тому, кто:

  • любит и умеет работать. Компания растет и развивается, здесь нужно быстро переключаться и интенсивно трудиться, придумывать новое, постоянно тестировать и внедрять в жизнь задуманное;
  • ценит свободу и отсутствие формальностей. Здесь к минимуму сведена бюрократия, нет долгих согласований, короткие цепочки принятия решений. Но и – много ответственности;
  • не боится этой самой ответственности. Большой компании, которая так быстро растет, важно, чтобы на каждом месте был человек, который от и до отвечает за свою задачу, может обосновать каждую цифру в своем отчете. Каждый – owner своей части работы;
  • честен и открыт к другим. Невозможно бежать быстро, если вы не команда. И невозможно быть командой, если вы не честны друг с другом;
  • хочет трудиться в компании большого масштаба и делать что-то, что влияет на колоссальное количество людей в стране. Здесь каждый день работают над тем, чтобы все больше пользователей имели доступ к большему количеству товаров по минимальной цене максимально удобным способом.

Кого ищут в Ozon

Группа компаний представлена следующими подразделениями: Ozon Marketplace, Ozon Travel, Ozon Express, Ozon Fintech, Ozon Rocket, Ozon Tech, Логистика и фулфилмент + управляющая компания.

Головной офис находится в Москве, там же присутствует большая часть сотрудников. Компания растет невероятно быстро – только за последние полгода штат вырос в два раза. И это только начало. Пять ключевых профилей, в которых Ozon постоянно нуждается сильнее всего, – аналитика, бизнес-аналитика, коммерция, финансы и маркетинг. Как правило, выпускники РЭШ приходят на позиции аналитиков, бизнес-аналитиков или в блок финансов. Сделать это можно двумя способами.

Первый – off cycle. Ozon открывает набор на позицию, соискатели проходят тест способностей, затем – собеседования с HR и нанимающим менеджером. Второй путь – Ozon Camp. Постепенно компания отказывается от первого варианта, так что остановимся подробнее на втором пути.

Шаг первый. Заявка и домашнее задание

Набор на Ozon Camp происходит дважды в год – стажеры выходят на работу 1 февраля и 1 июля. Сначала соискатель оставляет заявку на сайте. Необходимо прикрепить свое резюме и мотивационное письмо, выбрать до трех интересующих направлений для стажировки. На портрет соискателя смотрят комплексно. Особое внимание уделяется опыту. Практика и пройденная где-либо стажировка – это всегда хорошо, но о студентах старших курсов и недавних выпускниках многое может сказать в том числе участие в чемпионатах, олимпиадах, других активностях. Также в резюме смотрят на указанные hard skills, насколько они пригодятся в работе. Они же помогут при выполнении домашнего задания.

После проверки заявки соискателю отправляют домашнюю работу. Если он выбрал несколько профилей – несколько домашних заданий и придет. Нужно либо выбрать одно, либо попробовать выполнить все за 72 часа. Как правило, среди них будет какое-то задание, сделанное на порядок лучше других. Если хорошо сделаны все, Ozon сам связывается с соискателем и выясняет, какой профиль был бы для него интереснее. В домашнем задании проверяются необходимые для работы базовые навыки: например, маркетинговые инструменты, понимание бизнес-процессов, знание Excel, SQL.

Шаг второй. Бизнес-игра и собеседование с HR-командой

Бизнес-игра – очное мероприятие для нескольких десятков соискателей. Там ребята решают кейсы по выбранному ими направлению. На игре проверяются soft skills, бизнес-кругозор и бизнес-ориентация.

В тот же день проходит собеседование HR-командой. И здесь снова одним из самых важных критериев является общее понимание бизнес-процессов у кандидата. Многие хорошо знают теорию, но плохо умеют применять ее на практике, путаются в банальных вещах вроде разницы между подпиской и рассрочкой. Также оценивается, насколько уверенно соискатель ориентируется в работе, которая ему предстоит. Например, одна из частых ошибок ребят, которые приходят в блок маркетинга, – ожидание, что они будут заниматься только коллаборациями с блогерами и звездами.

Еще здесь проверяют логику. Один из возможных вопросов – какая у Ozon доходность?

За один день у кандидатов есть возможность показать себя, свои коммуникационные навыки, навыки самопрезентации и работы в стрессовых условиях и в общем потоке игры, и на индивидуальной встрече. После этого успешно прошедшим этап приходит приглашение на финальное собеседование с нанимающим менеджером.

Шаг третий. Собеседование с будущим руководителем

На этом собеседовании должны совпасть два параметра: насколько спектр задач, который предстоит делать в этом юните, интересен соискателю и насколько он компетентен для этого. Ребятам, которые хотят работать в бизнес-аналитике, но совсем не знают даже основ SQL, придется отказать. Даже несмотря на то, что для всех стажеров предусмотрено бесплатное обучение в начале работы. Без необходимого минимума навыков будет сложно.

Конечно, предполагаемые вопросы зависят и от того, кто проводит это собеседование. Например, менеджер по корпоративному развитию в Ozon Замира Юлдашева отмечает, что ищет разные качества для разных вакансий. В стажерах ей важнее всего:

  • обучаемость. Насколько быстро человек впитывает информацию и насколько оперативно может применить её на практике;
  • критическое мышление. Умение выхватить главное из огромного потока информации, проверить и дойти до сути, а затем четко донести это до других;
  • problem solving skills. Постоянно важно брать задачи и приходить к решению, даже когда нет времени и мало данных;
  • умение работать в команде. Потому что без команды – никуда.

Требования к аналитикам выше. Важен опыт, наличие уже реализованных проектов. И умение не только обучаться самому, но и обучать других. Базовый минимум вроде знания корпоративных финансов, английского языка, навыков грамотного письма и речи, работы в Excel и PowerPoint даже не обсуждается.

Генеральный директор Ozon Rocket Станислав Кондратьев отмечает, что для него в будущих коллегах ценнее всего глубина мышления. В Ozon очень важно, чтобы сотрудники не думали шаблонами. После специализированных курсов или монотонной десятилетней работы велик соблазн действовать по накатанной схеме. Но в бизнесе, который растет с космической скоростью и в котором постоянно изобретаются новые продукты, такое не пройдет.

Как подготовиться к собеседованиям

  • Узнать, чем предстоит заниматься на желанной для вас вакансии, составить список необходимых hard skills, подтянуть их. Например, для бизнес-аналитиков будут важны хорошие знания языков SQL и Python. Не пропускайте пары, на которых можно прокачать эти навыки.
  • Выяснить, как устроены бизнес-процессы в желанном для вас юните. Возможный источник знаний – люди, которые уже работают там. Спросите совет у кого-то из выпускников РЭШ, посещайте мероприятия Центра развития карьеры и лидерства.
  • Изучить информацию о компании. Тем, кто на вопросы об Ozon неуверенно отвечает, что это «книжный, который стал одним из крупнейших онлайн-магазинов», скорее всего не перезвонят.
  • Изучить информацию об индустрии в целом. В кейс-клубе РЭШ, на CFA-челлендже можно узнать о других компаниях e-commerce, проанализировать и российский, и мировой рынок. Выберите в качестве проекта для изучения аргентинскую Mercado Libre или сингапурскую Sea Ltd. Во-первых, это любопытно, во-вторых, ваш интерес к крупным игрокам точно оценят на собеседовании.

Скоростной поезд, стартап по культуре и другие факты о вайбе компании

Быстрые темпы развития говорят многое и о людях, которые здесь работают. Каждый – активный, инициативный, готовый развиваться, делать крутые интересные задачи и помогать компании и дальше быть в центре событий.

Это стартап по культуре – здесь некогда долго обсуждать и проводить согласования. Придумали – оценили – начали делать.

Сотрудники компании сравнивают работу здесь со скоростным поездом. Вы едете внутри с веселой молодой компанией, вам приходит идея поменять колеса – и один высовывается из окна, другой держит его за ноги, на ходу вы справляетесь с этой задачей. В этот же момент другой обнаруживает поломку на крыше, он срочно забирается туда, другие передают ему инструменты… Такие ситуации происходят ежеминутно, но все довольны и счастливы, потому что результаты сделанной работы видны практически сразу, а поезд все так же продолжает идти вперед, набирая скорость.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки