Перейти на старую версию сайта
Успевай жить, пока учишься. Правила тайм-менеджмента от профессионального студента Виктора Антипова
Чт, 18 февраля 2021

Успевай жить, пока учишься. Правила тайм-менеджмента от профессионального студента Виктора Антипова

Учиться на программе «Экономика и анализ данных» в РЭШ и ШАД и одновременно на пятом курсе мехмата МГУ, быть капитаном футбольной команды и успевать отдыхать и получать новые эмоции. Скажете, невозможно? Наш студент, Виктор Антипов, докажет обратное в этом материале.

«Экономика и анализ данных»: зачем поступать и как это сделать 

В 2016 году я поступил на мехмат МГУ, кафедра теории вероятностей. Меня всегда интересовали финансовая математика и программирование, хотя это и не мой профиль. На четвертом курсе я узнал от одногруппника о совместной программе Российской экономической школы и Школы анализа данных от Яндекса. Я уже был наслышан, что ШАД – это лучшее место, где тебя научат анализу данных, а РЭШ – отличная площадка для изучения экономики и финансов. Кроме того, эта программа работает на стыке технического анализа данных и экономического подхода. Получается, в итоге студент имеет общее образование: и экономическое, и по программированию. А это открывает множество дорог – от IT до консалтинга или банковской сферы.

Спустя пару недель после разговора с одногруппником я пошел на Олимпиаду РЭШ по математике и английскому языку. Я решил сходить, не готовясь, проверить знания. По математике не слишком преуспел, а по английскому набрал 5/10. И оказалось, что это – проходной балл для поступления на совместную программу РЭШ и ШАД. Оставалось только пройти конкурсный отбор в Школу анализа данных, и меня зачислили. Так я выяснил, что поступить на программу такого уровня вполне реально: стоит только вовремя начать подготовку, закрыть пробелы в знаниях и использовать дополнительные возможности для поступления (например, участие в Олимпиадах).

Успеть за 60 часов: один студент и три места учебы 

Сейчас я учусь на трех площадках: пятый курс в МГУ, первый в РЭШ и ШАД. Часы на занятия и выполнение заданий распределяются примерно поровну, по 1/3 на каждое направление.

Учеба занимает практически всё время. Без шуток. Встаю в 9–10 утра, ложусь в 2–3 ночи. Сразу еду на пары: сначала на мехмат, где бывает по 2–3 пары в день, потом в РЭШ – на одно или два занятия. После обеда и до ночи выполняю домашние задания. Два дня в неделю вечером вместо домашней работы – пары в ШАД. Если смотреть в часах в неделю, получается по 15–20 часов на каждое из направлений. Но бывают и перепады.

Время от времени нагрузка то снижается, то становится больше. Иногда в ШАДе нужно больше заниматься, иногда на мехмате. Выручает, что в РЭШ всегда всё продумано и размеренно. Здесь сдаешь много работ, но это всё по расписанию и на всё есть время. В ШАДе наоборот: на тебя сваливают мешок задач и ты разгребаешь их с первого дня. Но это «качает скиллы» грамотного распределения времени, тренирует умение концентрироваться на главном. Не опустить руки и найти силы, чтобы не выбыть из этой гонки помогает мотивация: я бы в любом случае хотел инвестировать время сейчас в учебу. Чем еще заниматься, пока такой молодой?

Как быть на двух парах сразу без маховика времени

Дистанционный формат обучения стал спасением: тратить время на дорогу до места учебы – непозволительная роскошь. Несмотря на то, что сейчас я дома в Красноярске (+4 часа к московскому времени), учиться всё равно стало легче: когда просыпаюсь, есть еще время до начала занятий, не нужно включаться в учебу сразу после пробуждения. Дистанционный формат открывает много возможностей, нужно только успевать брать.

Еще один плюс, что и в ШАДе, и в РЭШ курсы можно смотреть онлайн, общаться с преподавателями и одногруппниками на расстоянии. А еще благодаря «дистанту» удается быть в двух местах одновременно. Иногда пары, на которых я должен быть онлайн в РЭШ, совпадали по времени с конференциями на мехмате, на которых тоже нужно обязательно быть. Тогда я включал две конференции сразу. Были ситуации, когда на русском в МГУ начинали спрашивать по списку, а я в этот момент отвечал на паре английского в РЭШ. Выручали друзья: писали, что меня вызывают, я быстро переключался.

Один раз произошел смешной случай. В сентябре (я тогда еще не наловчился участвовать в двух онлайн-парах сразу), когда проверяли присутствующих по списку в РЭШ, я включил наушники и микрофон и сказал «Я здесь!» на паре на мехмате.

Как отдохнуть, не бездельничая

Даже при таком графике удается выделить время на личную жизнь и хобби. Я капитан футбольной команды, мы проводим регулярные тренировки, участвуем в турнирах. Также я долго профессионально занимался музыкой. До поступления в университет играл на фортепиано, с переездом в столицу начал заниматься еще и гитарой.

Жить в таком режиме без передышки невозможно. На первых курсах МГУ я мог после пар просто лежать на диване, но сейчас пришел к мысли, что лучший способ перезагрузки — смена деятельности. Сейчас у меня не бывает отдельно выделенного слота для отдыха в расписании, это происходит спонтанно. Когда я сижу пять часов подряд за компьютером и чувствую, что сил больше нет — звоню другу, зову его сходить за шаурмой и прогуляться. Еще помогают тренировки. В расписании уже заложены 1,5 часа на футбол, я работаю физически, но голова не занята в этот момент учебой.

Есть и свои «поглотители времени»: YouTube, например. Включаю и не могу выключить, и это отвратительно. Но бороться с этим не вижу смысла, тем более, что это тоже своего рода перезагрузка. Кто-то отдыхает, посвятив сразу полтора часа просмотру фильма. Я инвестировать столько времени в развлекательный контент не готов, но потратить пять минут на просмотр видео — почему бы и нет.

Пять советов из практического курса тайм-менеджмента

Я не учился на особых курсах, не читал блоги или книги о распределении времени. Пример для меня в этом вопросе — некоторые одногруппники, которые еще более эффективны, чем я. Всё пришло с практикой. По сравнению со школьным временем или первыми курсами университета, я стал продуктивнее. Есть некоторые принципы, которым следую.

  • Невозможно успеть всё. Нужно с этим смириться и не тратить время на самобичевание. Следует иногда понизить себе планку: да, экзаменов много, и я могу не по каждому предмету получить 5.0.
  • Я распределяю задачи по приоритетности. Это следует из предыдущего пункта: раз успеть всё невозможно, сделай выбор, что важнее. Иногда я понимаю, что курс на мехмате я не сдам так, как хотел бы. Но если бы я положил все силы на заветную оценку, то не смог играть в футбол или видеться с друзьями. А это тоже важно. Не хочется, чтобы единственным другом была настольная лампа.
  • Большая нагрузка дает возможность разобраться с самим собой. Когда у тебя три сессии, времени на то, чтобы отдельно учиться тайм-менеджменту, может не быть. Я просто адаптируюсь в потоке, оцениваю, на что способен и сколько времени готов на это потратить, как его нужно распределить, чтобы успеть сделать важное.
  • Каждый день я делаю много разных дел понемногу: нет такого, что одну неделю я занят только парами и домашними заданиями РЭШ, следующую — только мехматом. Если инвестировать время во всё по чуть-чуть и сдавать всё в срок — проблем не будет.
  • Я понимаю, для чего это делаю, есть мотивация. Я люблю учиться. Расширять свой кругозор, прокачивать скиллы, развиваться в разных направлениях. Через двадцать лет работодателю будет всё равно, начал я зарабатывать деньги в 23 или в 25, будет важнее, что я знаю и умею. Поэтому я не задаю себе вопрос «зачем столько учиться», я стараюсь решить, как делать это эффективнее.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки