Перейти на старую версию сайта
«РЭШ помогла мне убедиться в том, что академическая карьера – это именно то, чем я хочу заниматься»
Чт, 18 июня 2020

«РЭШ помогла мне убедиться в том, что академическая карьера – это именно то, чем я хочу заниматься»

Ты закончила МГУ по направлению «Экономика». Почему ты решила продолжить образование в данном направлении?

На четвертом курсе я решила пойти работать: хотелось понять, каково это – работать в индустрии и насколько мне интересно развиваться в данном направлении. Примерно через год и поняла, что с какого-то момента проекты становятся типовыми, и ты не узнаешь ничего нового. При этом мне хотелось развиваться дальше, а экономика нравилась мне как наука, так что я решила продолжить учиться и попробовать себя в академической карьере.

Почему ты выбрала именно программу «Магистр экономики» (МАЕ) РЭШ?

В МГУ я уже училась, и мне хотелось попробовать что-то новое. О РЭШ у всех были хорошие отзывы, и это лучшая магистратура в России по экономике. Что касается выбора программы, когда я поступала, другие направления были совсем новыми. О МАЕ мне было известно давно, и я не хотела экспериментировать. Я знала, что после МАЕ люди поступают на PhD, что там сильные студенты и профессора. Я просто была уверена в программе и выбрала ее.

Чем отличалось обучение в магистратуре РЭШ от твоего бакалавриата?

В РЭШ более интенсивная нагрузка: у нас было пять модулей в год, а не два семестра. То есть экзамены чаще, а объем информации, который мы изучали за один модуль, соответствовал семестру в МГУ. Кроме того, в МГУ на последних годах обучения у нас было много групповой работы, а в РЭШ на первом курсе это не очень приветствуется. Работа в группах была только на втором курсе и то в гораздо меньшем объеме: учебный процесс, в основном, подразумевает индивидуальную работу.

Мне кажется также, что в РЭШ гораздо более близкое общение между профессорами и студентами, потому что курс гораздо меньше. Если в МГУ у нас был поток из 300 человек, то на нашей программе в РЭШ было всего 50 студентов, и то наш курс считался довольно большим.

Кроме того, из-за того, что нагрузка гораздо более интенсивная, ты ближе узнаешь своих однокурсников: иногда вы вместе проводите в кампусе по 12 часов в сутки. Однажды у нас была довольно тяжелая сессия с пятью экзаменами, которые шли почти каждый день подряд. Последний из них был домашний экзамен (Прим.: пишется 24 часа самостоятельно, потом сдается результат) в воскресенье. Было уже 6 утра, а дедлайн как раз был в 6-7. Мы сдаем работы и понимаем, что начинается следующий модуль и нужно еще поспать, а завтра снова идти на пары. И это были 24 минуты каникул, которые я никогда не забуду. Мы часто встречали рассветы, выходили гулять рядом с кампусом в 5-6 утра во время сессий.

За два года обучения я очень полюбила своих однокурсников и благодарна РЭШ за то, что мне повезло учиться с такими удивительными ребятами. Я считаю, что люди, которые тебя окружают в РЭШ – это одно из основных преимуществ программы.

Общаешься сейчас с однокурсниками?

Да, и из МГУ, и из РЭШ, но из РЭШ больше. В условиях коронавируса сложно встречаться, но мы часто созваниваемся по Zoom или по телефону.

Учеба в РЭШ как-то повлияла на твое желание заниматься наукой?

Желание заниматься наукой возникло у меня еще во время обучения в бакалавриате, и именно поэтому я пошла в магистратуру. Однако до поступления в РЭШ для меня было абсолютно непонятным, как люди занимаются экономикой как наукой, потому что в МГУ этому не уделяли много внимания. В РЭШ мне удалось поработать как RA (Прим.: Research Assistant, помощник профессора при проведении исследований), так и TA (Прим.: Teaching Assistant, помощник профессора при проведении занятий, проводит семинары, проверяет работы) и понять, как устроена научная сфера изнутри. РЭШ помогла мне убедиться в том, что академическая карьера – это именно то, чем я хочу заниматься.

Почему ты решила работать TA? Как опыт работы TA помог тебе определиться с желанием идти в науку?

Я решила попробовать работать TA, потому что я довольно закрытый человек, и мне тяжело общаться с большим количеством людей, а это было поводом пересилить свой страх: ты стоишь перед аудиторией и что-то рассказываешь в течение полутора часов. И надо сделать так, чтобы людям было понятно и интересно то, что ты рассказываешь, чтобы это помогло им сдать экзамены и полюбить этот предмет. Это была прекрасная возможность посмотреть на весь процесс с другой стороны, понять, подходит мне это или нет, потому что академическая карьера предполагает преподавание.

Кроме того, когда ты преподаешь предмет, ты начинаешь абсолютно по-другому в нем разбираться. Теперь я знаю, когда мне дают какие-то задания, как именно надо к ним подходить, как именно следует читать статьи, решать домашние задания. Потому что когда тебе надо объяснить тему, ты понимаешь ее на совершенно другом уровне.

Ты поступила в London School of Economics по направлению «Финансы». Насколько сложным был процесс поступления, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться?

Мне было легче, чем остальным, потому что я отложила процедуру поступления на год, у меня было больше свободного времени, мне было проще собирать рекомендации. Однако я задумывалась о поступлении на втором году обучения, поэтому какие-то экзамены у меня уже были сданы. Одной из трудных вещей было заполнение анкет для поступающих: если первую ты заполняешь с энтузиазмом, то на десятой ты понимаешь, насколько это утомительно. Они просто огромные!

Но самым сложным было, наверное, интервью, когда с тобой хотят пообщаться профессора. На направлении «Экономика» его обычно нет, но когда ты подаешь документы на «Финансы», «Маркетинг» или в бизнес-школу, с тобой проводят интервью профессора. Это было трудно, потому что за полчаса нужно рассказать, чем именно ты хочешь заниматься. При этом ты должен убедиться, что тебе интересна эта программа, а профессора должны понять, подходишь ли ты им.

Насколько обучение в РЭШ помогло тебе улучшить английский язык?

Я всю жизнь учила немецкий, поэтому до прихода в РЭШ у меня был слабый английский язык. Обучение на английском языке, чтение литературы, постоянное общение на английском помогли мне улучшить знания языка. Сейчас я спокойно смотрю фильмы и читаю литературу в оригинале. Возможно, остались какие-то проблемы с устными навыками, но я не испытываю проблем с пониманием и письменной коммуникацией.

Почему ты выбрала именно LSE? На какие критерии ты обращала внимание при выборе университета?

Выбор был сложный, потому что мне интересны как финансы, так и экономика, и сравнивать их между собой довольно сложно. Мне интересны два несвязанных между собой направления: «Health» (Прим.: экономика «здоровья», здравоохранения) и корпоративные финансы. В основном, я выбирала между PhD по экономике в Брауне в Америке, где сильные направления «Health» и «Economic growth» (Прим.: экономический рост), макроэкономика, и PhD по финансам в LSE. Я выбрала LSE из-за географических предпочтений.

Почему тебе интересны именно эти направления?

Что касается «Health», мне с детства интересна медицина, и я думала когда-то поступать на врача. Когда я поступала в бакалавриат, у меня был выбор между географом, врачом и экономистом. «Health» – это та область, где можно совмещать сферы моих интересов, и это одна из тех областей, где ты приносишь пользу обществу. А финансы – не знаю, хорошего объяснения нет.

Есть ли у тебя какие-нибудь ожидания относительно учебы в LSE?

Мне бы хотелось, чтобы там был соблюден баланс между учебой и исследовательской работой. Надеюсь, что смогу влиться в сложившееся там студенческое и научное сообщество.

Расскажи подробнее о своих проектах и исследованиях. Над чем ты сейчас работаешь? О чем была твоя дипломная работа?

Мои проекты были, в основном, по макроэкономике и здоровью. На одном из проектов с профессором РЭШ Хосни Зоаби мы анализировали, как характеристики работы влияют на продолжительность жизни и выход на пенсию, будет ли одна и та же характеристика по-разному влиять на женщин и мужчин. Еще я работала с профессором РЭШ Евгением Яковлевым над проектами по СПИДу и по влиянию кризисов на продолжительность жизни пенсионеров.

Моя дипломная работа была о том, как смерть директоров с различным опытом работы в индустрии влияет на стоимость акций компании на разных этапах ее жизненного цикла. У каждой компании есть стадии жизни: она зарождается, начинает расти, в какой-то момент выходит на IPO (Прим.: Initial Public Offering, первая публичная продажа акций акционерного общества), становится зрелой и потом банкротится. Я анализировала, как влияет смерть одного из директоров компании на ее деятельность и эффективность. Мною были получены два основных вывода: если у директора есть опыт работы в индустрии и он умирает, для молодой компании это нанесет больший ущерб, чем для зрелой компании; в зависимости от того, на какой стадии развития находится компания, ей нужен разный состав совета директоров.

Что бы ты посоветовала поступающим на PhD? Насколько полезным оказалось поступать не на втором курсе, а через год?

Во-первых, все следует начинать заранее: например, сдавать экзамены летом, а не в октябре-ноябре, когда времени физически не хватает. Также надо заранее задумываться о рекомендациях. Для поступления на большинство PhD-программ по экономике нужны три рекомендации. Есть несколько вариантов их получить: обычно одну рекомендацию пишет твой научный руководитель, а другие ты получаешь за работу RA или TA. Чтобы рекомендация была хорошей, профессор должен тебя хорошо знать, поэтому получать ее только за «отличные» оценки – не лучший вариант. Во-вторых, нужно не бояться разговаривать с профессорами и со студентами, которые работают или учатся в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Это помогает определиться с выбором и понять, подходит ли тебе та атмосфера, которая есть в том вузе.

Что касается свободного года, я очень рада, что так сложилось, потому что мне было легче поступать, и у меня было больше времени, чтобы понять, чего я хочу. Я не отвлекалась на учебу, весь год я занималась преподаванием и исследовательской деятельностью. В университете ты находишься в условиях постоянной нагрузки, поэтому это была отличная возможность в спокойном режиме поработать с профессорами над теми проектами, которые мне интересны. Тем людям, которым не жалко потратить так год, данный опыт может быть полезным.

Какие у тебя профессиональные, карьерные планы?

Я надеюсь, что за время обучения на PhD мое желание заниматься академической карьерой только окрепнет, и я смогу стать профессором в европейском или американском вузе и продолжить исследовательскую деятельность. Мне бы также хотелось соединить в своей научной работе направления «Финансы» и «Health».

Что бы ты посоветовала поступающим?

Поступающим я бы посоветовала не бояться поступать. Многим кажется, что будет сложно. Да, будет сложно, но будет также и интересно. Хорошей идеей будет написать выпускникам или студентам, чтобы понять, насколько тебе подойдет выбранная программа – никто не откажет в помощи.

 

Больше о программах РЭШ вы можете узнать на Дне открытых дверей 22 июня в 17:00, который пройдет онлайн. Регистрируйтесь по ссылке.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки