
Государственное регулирование на примере «мусорной реформы»: NES Points с выпускником РЭШ Алексеем Макрушиным
26 апреля в рамках проекта NES Points Online заместитель генерального директора по вопросам аналитического сопровождения ППК «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин (MAE’2000) рассказал, как устроено регулирование в сфере обращения с отходами, и почему рыночная конкуренция — это не всегда хорошо. Модератором встречи стал доцент НИУ ВШЭ Сергей Степанов (MAE’2000).
В январе 2019 года регионы России перешли на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами; власти приступили к реализации «мусорной реформы». Алексей Макрушин выступал одним из автором законопроекта, заложившего основу реформы. Как был устроен рынок до реформы? Еще несколько лет назад каждая управляющая компания в многоквартирном доме самостоятельно нанимала компанию-перевозчика, которая вывозила отходы, а перевозчик выбирал мусорный полигон по своему усмотрению. Это конкуренция и свободный рынок, где не было никакого регулирования, кроме природоохранного, однако такую систему нельзя было назвать оптимальной: отходы вывозились на несанкционированные свалки, а переработка отходов не развивалась.
«Когда одна компания везет отходы в ближайший овраг, а другая — сначала на сортировку, потом на современный полигон, услуги второй компании стоят дороже. В конечном итоге, выигрывали компании с самыми низкими ценами, использовавшие незаконные свалки», — отметил Алексей Макрушин.
Так возникла одна из важных идей реформы: определять объекты, куда нужно вывозить мусор, и правильно распределить ограниченные мощности должно государство. В итоге была спроектирована система, в которой на территории каждого субъекта РФ появляется региональный оператор — организация-монополист, которая отвечает за вывоз, переработку и утилизацию отходов. Вместе с тем, выбор такой организации осуществляется на открытом конкурсе, что обеспечивает конкуренцию между компаниями за право стать региональным оператором.
Сегодня практически по всей стране действуют региональные операторы. Алексей Макрушин рассказал о ключевых преимуществах новой системы. Во-первых, региональный оператор несет ответственность за устранение несанкционированных свалок, что снижает вероятность их возникновения. Во-вторых, теперь еще до начала строительства предприятия по сортировке отходов инвестор понимает, сколько отходов будут привозить на сортировку, и по какой цене он будет осуществлять деятельность. Это ключевые факторы для построения финансовой модели, которые влияют на решение инвестировать в бизнес.
«Часто приходится слышать, что мусорная реформа провалилась. Однако, в России уже сегодня сортируется от 30% до 40% отходов. Несмотря на рост цен и споры на тему полигонов, можно однозначно сказать, что нелегальных полигонов стало меньше, а мощностей для сортировки, переработки и хранения отходов — кратно больше», — подчеркнул эксперт.
По словам Алексея Макрушина, чем лучше мы защищаем окружающую среду, тем больше это стоит, поэтому когда дело касается экологии, с конкуренцией и свободным рынком нужно быть осторожным. Тем не менее, даже с учетом строгого регулирования, рынок обращения с отходами в России нельзя назвать монополией. Сегодня ни один оператор не обслуживает более 5% населения страны. Если посмотреть на рынок в масштабах страны, он очень конкурентный — на нем работают более 200 компаний с разными бенефициарами. В реальности конкуренция наблюдается также в сфере транспортировки отходов и их вторичного использования.
Куда попадают отходы, которые мы сортируем? Когда на предприятиях по сортировке отходов людей заменят роботы? Экологические сборы — как реформа повлияет на цену конечного продукта в упаковке для потребителя? Ответы на эти и другие вопросы — в полной версии NES Points Online с Алексеем Макрушиным и Сергеем Степановым.
Смотреть запись встречи NES Points Online:
NES Points – серия встреч, где выпускники и друзья РЭШ в России и за рубежом делятся экспертизой, обсуждают громкие события в мире финансов, экономики и науки, общаются на насущные темы, связанные с карьерой, развитием и образованием.
Об экспертах
Алексей Макрушин (MAE’2000) – выпускник РЭШ; до 2006 года работал в Центре экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), преподавал в Российской экономической школе. Работал в E.D.M. Electricity Distribution Management Cyprus Ltd, в ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», занимал позицию заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ. В течение восьми лет являлся директором НП «Национальный союз водоканалов». Занимал пост заместителя директора Института социально-экономических и политических исследований. С 2012 по 2019 – исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие». В 2019 году назначен на позицию заместителя генерального директора по вопросам аналитического сопровождения ППК «Российский экологический оператор».
Сергей Степанов (MAE’2000) — Associate Professor МИЭФ и Факультета экономических наук НИУ ВШЭ, PhD по экономике (Брюссельский свободный университет).