Перейти на старую версию сайта
Профессор Анна Микушева: "От эконометрики никуда не отвертеться"
Ср, 10 августа 2016

Профессор Анна Микушева: "От эконометрики никуда не отвертеться"

Анна, расскажите, пожалуйста, почему Вы изначально выбрали математику? Были ли у Вас планы стать экономистом, когда Вы учились на Мехмате?

Математику я всегда очень любила — с самого детства. У меня просто не было других вариантов, чем заниматься. Я всегда знала, что я пойду на Мехмат, с очень раннего возраста.

А вот экономистом я быть не хотела. Во время учебы на Мехмате я не считала экономику наукой, как и многие математики.

 

А сейчас считаете? 

Да, сейчас считаю. Очень хорошей наукой, очень интересной. Я думаю, что экономика очень сильно меняет мозги, очень сильно меняет способ мышления. Да, я действительно считаю, что это очень замечательная наука.

 

А как вы узнали о РЭШ и почему решили туда пойти? Какие у Вас были ожидания относительно школы?  

В РЭШ я попала достаточно случайно. Я окончила Мехмат и поступила в аспирантуру, попутно думая, чем бы заняться. В это время надо было уже работать, потому что времена были очень голодные и работы для математиков практически не было. Мне хотелось заниматься чем-то осмысленным, применять полученные на Мехмате знания, а вот цели заработать состояние не стояло.

Мой друг, тогда учившийся в РЭШ, принялся меня убеждать, что мне тоже надо обязательно туда пойти. Он говорил, что в Школе учатся и работают хорошие люди, что мне будет интересно и очень понравится. И я подумала — почему бы и нет? Я тогда считала, что, получив экономическое образование, мне будет проще найти работу.

 

Расскажите, пожалуйста, про годы учебы в Школе. Тяжело ли в Вашем случае происходила трансформация из математика в экономиста? 

Трансформация из математика в экономиста происходила тяжело, и я не уверена, что в РЭШ я целиком трансформировалась... В Школе мы получили некоторое ощущение того, что такое экономика, но я не думаю, что в реальности трансформация может происходить так быстро.

В РЭШ, во всяком случае, в мои времена, были какие-то очень сильные области, и какие-то менее сильные. Среди студентов и профессоров было тогда много хороших физиков и математиков, так что сильными областями экономики были наиболее «математизированные» — их было проще понять математику. Такими областями были теория игр, микроэкономическая теория. Эконометрика.

Нам было гораздо сложнее понять макроэкономику, потому что мы этого не чувствовали вокруг. Когда живешь в западном обществе, ты понимаешь, что есть такая вещь, как валютный курс, что существует процент, под который люди берут кредит, начинаешь понимать, какой процент «хороший», какой – «плохой».  Как курс валют связан с процентом —  с процентом в рублях, с процентом в валюте, как процент связан с риском. А вот когда я пришла в РЭШ, у меня этого понимания не было. У меня ушло много лет просто на то, чтобы это осознать, ведь изначально для меня процент был весьма механической операцией. Так что уже после того, как я переехала в Америку, ко мне пришло понимание и экономики в общем, и макроэкономики в частности.

 

А первый ли это раз, когда Вы приезжаете в РЭШ после вашего выпуска из Гарварда? Что Вы чувствуете, когда сегодня посещаете Школу? 

Я сначала думала, что первый, но мне потом напомнили, что я однажды приезжала на семинар в ЦЭФИР — тогда я рассказывала свою самую первую статью.

Что я здесь чувствую? Во-первых, я, конечно, жутко благодарна Школе. Я считаю, что это настолько сильно изменило мою жизнь и мою карьеру!.. Я никогда не думала, что я буду любить экономику, что я буду профессором.. И вдруг это все реализовалось!

Очень жаль, что многие профессора, которые нам преподавали, ушли. Но при этом есть радость, что есть и те, кто остались в Школе: у меня преподавал Стас Анатольев, Наташа Волчкова, Ирина Денисова. И, кроме того, у меня здесь много друзей. Я одновременно училась с Костей Стыриным, была однокурсницей на Мехмате с Джоном Яковлевым, почти одновременно училась в РЭШ с Мишей Друговым. Очень-очень приятно, что видишь одновременно столько знакомых людей. И очень радостно, что атмосфера в Школе сохранились. Студенты по-прежнему совершенно замечательные!

 

У Вас, наверняка, есть много коллег, которые по первому образованию были экономистами, а не математиками. Можете рассказать, отличаются ли как-то подход к исследованиям и предпочтения в областях экономики у «математиков» и «экономистов»?

Есть некоторое расхождение, разумеется. Те, кто больше любят формальные доказательства, то есть больше думают как математики, идут в более теоретические области. Даже в каждой подобласти — например, в макро — они идут в более теоретическую часть, менее прикладную. 

Но я не уверена, что знаю так уж много экономистов, которые одновременно с этим не являются хорошими математиками — откровенно говоря, я стала сомневаться в том, что это возможно. Хорошо знать математику — это требование для экономиста, но, возможно, не всякую математику. В математике тоже ведь есть подобласти — есть более прикладные, есть менее прикладные. Например, человек, который изначально занимался функциональным анализом, может захотеть заниматься теорией игр.

 

А как Вы вышли на научную стезю? Почему Вы выбрали науку после РЭШ? 

Я была первая по рейтингу (смеется). Я училась хорошо, мне очень нравилось, и я очень много училась. Бывало, что не замечала, как за домашкой проходили многие часы.

К науке меня начали «подталкивать» мои тогда еще будущие научные руководители — спрашивали, не собираюсь ли я подавать на PhD. И я, на самом деле, изначально не собиралась. Но мне все говорили: «Кто, если не ты? Давай-давай, подавай, тебе же интересно, ты же правильно думаешь»— и так постепенно-постепенно «смирили» с мыслью, что стоит подавать. У меня был тот удивительный случай, что я до конца сомневалась. На втором году РЭШ я планировала защититься на Мехмате и думала —  зачем мне еще одна научная степень? У меня же уже есть одна.. И муж мой не хотел ехать в Америку, это тоже вызывало сомнения..

Все закончилось тем, что я подала ровно в одну школу. Я знаю, что это было очень нерационально, но логика была следующей: если у меня и правда есть талант, как все говорят, то, наверное, меня возьмут. А если нет, то зачем мне вообще уезжать. Я подала в Гарвард, и меня взяли в Гарвард.

 

А во время учебы в Гарварде у Вас уже не возникало сомнений?

Как же не возникало? У всех возникали сомнения. Приехав в Гарвард, я брала курсы как и все, и это было относительно легко — РЭШ дала очень хорошую подготовку. 

Я слышала от других выпускников РЭШ, как учатся на PhD, и понимала, что надо начать работать над исследованиями, искать себя, выбирать область. И поэтому я буквально с первого года, когда приехала, стала ходить на семинары, на студенческие «научные ланчи». Сначала я думала, что буду заниматься микро теорией, но через какое-то время поняла, что мне больше нравится эконометрика. Остальные семинары я в большей степени «пробовала».

Я достаточно рано стала пытаться что-то решить в эконометрике. На курсе по временным рядам Джим Сток поставил мне задачу. Он сказал: «Я не знаю, как ее решить. Она кажется мне нерешаемой, но ты ее решишь». И я стала ее решать, и решать, и решать — и билась над ней очень долго. В какой-то момент я стала думать, что из меня может не получиться ученого. В какой-то момент появилась усталость, стало казаться, что надо все бросить и уехать домой. На третьем году я это едва не сделала. А потом эта задача решилась. Это было такое необыкновенное и приятное ощущение, что я поняла, что ради этих ощущений стоит остаться.

 

А Вы помните, какая это была задача?

Да, в результате она стала моей job market paper. Оказалось, что и впрямь Джим поставил передо мной очень серьезную задачу и тот факт, что я долго не могла ее решить, был естественным течением событий. То, что я решила ее, стало большим достижением для меня персонально.

 

Расскажите о своих впечатлениях от Гарварда, когда Вы только приехали туда из России? Чем отличался научный мир Бостона  от того, что вы видели здесь — в РЭШ?

Конечно, Гарвард — большой университет, и экономический факультет в Гарварде тоже очень большой. Я не скажу, сколько там профессоров, но точно больше 40 и, скорее всего, меньше 60..  Есть несколько областей, в которых работает очень много людей. Кроме того, к Гарварду близок MIT — это всего две остановки на метро, буквально 15 минут друг от друга, очень много семинаров проходят совместно. В результате вы приезжаете — и у вас бесконечное количество рисерч семинаров — каждый рабочий день. По понедельникам вечером у нас идут рисерч семинары по IO и по Public Finance или Labor, по вторникам идет макро, по средам идет Development, в четверг — теория и эконометрика.

Конечно, для РЭШ при таком размере это пока недостижимо. Насколько я знаю, в Школе пока в среднем организуется 1 семинар в неделю и при этом РЭШ в этом смысле стоит на ступеньку выше, чем другие российские ВУЗы.

 

А вот Вы говорите, что Гарвард и MIT сливаются в одно целое. Есть ли разница в студентах, faculty— что можно понять, что вот Гарвард, а вот — MIT?..

Студенты очень похожи, да и профессора тоже. Я думаю, что выбор и профессоров и студентов ведется более-менее из одной и той же группы людей. Есть, конечно, границы университетов — гораздо больше совместных  статей получается в стенах одного университета, чем между соседями,  хотя не очень понятно почему. Видимо, какие-то усилия нужно потратить на то, чтобы доехать от одного университета до другого, что уже является небольшим препятствием. А в остальном что эти два университета очень похожи.

 

А  можете рассказать вкратце о том, с чем Вы выступали в РЭШ — о тех двух работах, которые Вы презентуете?

Я главным образом сейчас работаю над проблемой слабой идентификации. Большинство моделей в экономике слабо идентифицируемы.

Я представляю эконометрику как подраздел статистики, который имеет определенные задачи. Эконометрика всегда пытается думать про policy — какой будет эффект от того, что мы что-то поменяем. Мы пытаемся оценивать каузальные эффекты, то есть эффекты одной переменной на другую, которые имеют причинно-следственную интерпретацию.

Большинство наук, которые используют статистику для выполнения этой задачи, используют эксперименты. В экономике экспериментов почти нет, нам приходится работать с наблюдаемыми данными, из-за чего и возникают проблемы идентификации каузальной связи. Во-первых, приходится сильно  полагаться на предположения, которые дает экономическая теория, а во-вторых, это очень сложно, потому что много всего происходит одновременно.

Слабая идентификация встречается почти везде, но все же самое большое количество приложений находится в макроэкономике. Все же в макроэкономике и переменных меньше, и шума в них больше, и, судя по всему, информации в них меньше. Буквально любое структурное уравнение, которое использует макроэкономика, является плохо идентифицируемым. Оказывается, что тогда и многие предположения классической статистики, и асимптотическая аппроксимация разлетаются в пух и прах, перестают быть верными. Появляется необходимость придумать какие-то новые статистические методы.

  

А как Вы видите будущее эконометрической теории? В каком направлении в ближайшее будущее произойдет наибольший прогресс?

Очень сложный вопрос. Я вижу как минимум 2 вещи, которые, мне кажется, будут очень сильно менять то, что мы делаем.

Во-первых, появляется то, что называется big data — большие базы данных с большим количеством переменных, и уже сейчас есть предпосылки к тому, что мы все чаще будем применять методы, которые относятся к machine learning. Это  такие техники, которые придуманы даже не статистиками, а в основном computer scientists и инженерами. В некотором смысле это black box методы —вы не знаете, что происходит «внутри», наблюдаете только входные данные и результат. В целом machine learning не очень переносимо на эконометрику — эти методы скорее про prediction, предсказание, а не про структурные зависимости и не про каузальные каналы. Каузальные каналы надо обычно очень открыто  моделировать, очень прямо. 

Вторая вещь, которая, я думаю, будет становиться все более популярной — это байесовские подходы к оцениванию. Байесовские подходы до сей поры были не очень популярны в эконометрике. На самом деле, лет 20 назад они были не так популярны и в статистике. Главным образом — потому что мы не знали, как применять байесовские методы. Сейчас же есть численные методы, которые способны генерировать постериорное распределение. В статистике революция уже видна — очень много статей стало байесовскими, раньше их было существенно меньше. Я думаю, что в эконометрике тоже будет гораздо больше байесовских статей. С одной стороны — потому что мы можем, с другой — если данные и впрямь очень неинформативны, то надо пытаться использовать все, что мы знаем. Все, что мы знаем, — это как раз и есть априорные веры, байесовский подход, в некотором смысле очень естественно возникает.

 

Вы знаете, что в РЭШ большая часть фриквентисты?.. Как Вы думаете — в какой момент стоит переходить на байесовскую теорию, как на основную программу курса эконометрики?

Ничего удивительного, и большая часть экономистов сейчас фриквентисты.

На данный момент есть области, в которых байесовский подход кажется очень естественным, но он скорее естественен по старым, классическим причинам. Скажем, если у вас очень большие данные и вы пытаетесь провести оценку методом оптимизации, например, GMM, очень часто бывает, что оптимизация проходит тяжело, особенно если параметр многомерный. Но если вы верите в асимптотические аппроксимации, то можно попытаться реализовать максимизацию байесовскими методами -- прогнать симуляции и получить постериорное распределение. Байесовский метод в хороших случаях должен дать тот же ответ, что и фреквентистский. Это случай, когда будете использовать байесовские методы, но на самом деле вы фриквентист.

А вот по-настоящему байесовских методов, применяемых осознанно и обоснованно, в экономике пока очень мало.

 

Несколько Ваших статей написаны с Айзеей Эндрюсом — вашим бывшим студентом.  По вашему опыту и на ваш взгляд — что следует студенту ожидать от научного руководителя и наоборот?

Айзея был моим студентом, это действительно так. Но он — очень особенный случай. Он исключительно талантлив, и он быстро стал моим соавтором. Мы давным-давно общаемся с ним на равных, я давно не считаю его своим студентом.

Я считаю, что отношение студента и руководителя нельзя регламентировать. Отношения руководителя и студента похожи на брак, и они бывает во всех многообразиях в каких, наверное, бывают браки. Каждый что-то привносит, каждый в итоге что-то забирает. Хотелось бы, чтобы забирать удавалось больше, чем изначально привнести, то есть чтобы внутри рождалось что-то хорошее.

Бывает, что  научный руководитель очень строго ведет студента вперед. Имеет видение, имеет желание этим заниматься и знает, куда надо идти. А бывают совершенно демократические союзы, когда есть свобода и есть уважение к желанию студента. Бывают случаи, когда студент приходит только по большой надобности. А бывает, когда студент приходит регулярно — каждую неделю в 12 часов в понедельник, например. Как ни странно, с каждым человеком это складывается по-разному, и у меня тоже бывали разные отношения со студентами.

 

А какие из них сложились наиболее удачно?

А не скажу! Не знаю. Я считаю, что коль скоро внутри производится больше, чем вкладывается со стороны, это удачные отношения.

 

Традиционный вопрос — что бы Вы посоветовали нынешним студентам — тем, кто интересуется эконометрикой, и особенно тем, кто не интересуется эконометрикой. 

От эконометрики никуда не отвертеться. Это то, что надо знать всем — это методологическая часть науки. У MIT есть философия, согласно которой требования к эконометрике выше, чем в других университетах: мы требуем как минимум 3 семестровых курса по эконометрике. В других местах обычно бывает 2 или 2.5 курса. У нас не выпускается много теоретических эконометристов, но мы горды тем, что есть много прекрасных прикладников. Хороший прикладник должен хорошо владеть инструментарием и, хочешь - не хочешь, эконометрику знать надо. Поэтому люблю — не люблю — это философский вопрос, а знать обязан. Профессионального экономиста-прикладника без знания эконометрики не случается. 

 

Беседовал Алексей Хазанов (MAE'2014) 


 

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО 

Интервью Анны Микушевой для MIT News: Timing devices

*Премия The Elaine Bennett Research Prize
Photo: Bryce Vickmark

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки