Университет Боккони (Bocconi University) в Италии стабильно занимает высокие позиции в известных международных рейтингах, особенно в области экономики, бизнеса и менеджмента. В этом году благодаря финансовой поддержке компании Àlber Blanc пройти обучение в нем смогли три студента магистратуры РЭШ: Арслан Шакиров (МАЭ’2025), Григорий Ключников (МАЭ’2025), Николай Воробьев (ФИБ’2025). Ребята рассказали о том, как проходило их обучение, какие курсы они выбирали и чем полезен был для них этот опыт.
Почему вы решили принять участие в программе студенческой мобильности и поехать на семестр в Боккони?
Николай: «О поездке по программе мобильности я начал задумываться еще во время учебы в бакалавриате и рад, что в РЭШ у меня появилась такая возможность. Боккони — один из лучших университетов мира, особенно в сфере экономики и финансов, поэтому я не сомневался, что такой опыт будет полезен для моей будущей карьеры».
Арслан: «Для меня обучение в Боккони — это возможность познакомиться с умными ребятами из разных стран мира, погрузиться в культуру Италии и поучиться в одном из лучших экономических вузов Европы. Кроме того, благодаря удобному расположению вуза открываются широкие возможности для путешествий».
Григорий: «Университет Боккони считается одним из лучших в Европе и входит в топ-20 университетов мира по экономике в 2025 году по основным рейтингам. Я решил, что нельзя упускать возможность поучиться в вузе такого уровня».
Какие цели вы ставили перед собой и удалось ли их реализовать?
Николай: «Во-первых, мне было важно понять, как устроен учебный процесс в Боккони, и сравнить его с тем, что я наблюдал в РЭШ. До поездки я слышал от знакомых самые разные — иногда прямо противоположные — мнения об обучении за рубежом, поэтому хотел сформировать собственное представление на основе личного опыта. Во-вторых, я хотел пообщаться с людьми из разных стран и культур, развить навыки международной коммуникации, попрактиковать английский и, наконец, пожить в другой стране. Когда оказываешься в новой среде, приходится заново осваивать многие повседневные вещи, которые в привычной обстановке выполняешь не задумываясь. Это позволяет развить самостоятельность и по-новому взглянуть на привычный уклад жизни».
Григорий: «Хотелось подтянуть английский, понять, как преподают в других вузах, расширить круг общения и кругозор».
Вы участвовали в программе мобильности в качестве студентов-фримуверов*. Заметили ли вы какие-то отличия от студентов по обмену?
Николай: «Наше главное отличие от студентов по обмену заключалось в том, что у нас не было фиксированной группы, с которой мы бы вместе посещали занятия. Напротив, состав студентов на каждом курсе был разным, поэтому важно было проявлять инициативу в установлении новых контактов и выстраивании коммуникаций».
Арслан: «Я не заметил каких-либо принципиальных отличий от студентов по обмену. Единственное, на что стоит обратить внимание — это согласование курсов с обоими вузами: для каждого курса в Боккони нужно подобрать похожий курс в РЭШ, чтобы его можно было зачесть. В целом здесь не возникло никаких проблем».
Григорий: «Никаких существенных отличий от студентов магистратуры, приехавших в Боккони по программе обмена, я не заметил. В целом мы закрывали те же курсы, что и они».
Есть ли отличия в процессе обучения в Боккони и в РЭШ?
Николай: «Учебные процессы в Боккони и в РЭШ устроены по-разному. Это влияет и на формат обучения, и на требования к студенту. В Боккони семестровая система, и значительная часть оценки состоит из проектных работ, которые выполняются в течение нескольких недель. Таким образом, обучение в Боккони требует большей самоорганизации — при более свободном графике легко выпасть из ритма. В РЭШ, напротив, действует модульная система с большим количеством домашних заданий и регулярными элементами контроля. Высокая интенсивность помогает держать фокус на протяжении всего модуля.
В Боккони, как и в РЭШ, курсы отличаются высоким качеством, а преподаватели открыты к общению. В любой момент можно задать вопросы, обсудить темы, выходящие за рамки курса, и получить содержательный отклик.
Арслан: «Проекты в Боккони гораздо легче, чем в РЭШ — для отличной оценки достаточно просто сделать доклад по чужой работе или сформировать идею исследования. В РЭШ на аналогичных курсах помимо генерации оригинальной идеи требуется довести исследование до конца. То есть каждый проект в Школе — это полноценная курсовая, что не только сложнее, но и гораздо интереснее. Также Боккони, в отличие от РЭШ, — очень большой университет, в котором учится около 13 тысяч студентов. В целом же системы обучения похожи, например, в Боккони, как и в РЭШ, нет устных экзаменов».
Григорий: «Процессы обучения в Боккони и в РЭШ практически не отличаются по структуре и методике преподавания. В то же время очень многое зависит от курсов, которые вы возьмете. Так же, как и в РЭШ, основной балл вносит экзамен (у меня на всех курсах экзамен весил 80-100% от итоговой оценки), хотя есть и такие дисциплины, где процент за экзамен меньше. Основное отличие, которое я заметил, — это отсутствие явно выраженных семинаров с решением задач, но на некоторых из моих курсов преподаватель мог решать задачки прямо на лекции. Кроме того, в Боккони курсы длятся целый семестр, из-за чего к экзамену надо выучить больше материала, чем в РЭШ».
Какой курс показался вам наиболее интересным?
Николай: «Больше всего мне понравился курс Массимо Гвидолин «Передовые методы управления портфелем и рисками» (Advanced Methods for Portfolio and Risk Management). В нем хорошо сбалансированы теория и практика: с одной стороны, мы подробно изучали академические концепции, а с другой — активно обсуждали их применение в реальных условиях. И, хотя большая часть тем носила теоретический характер, некоторые идеи оказались действительно полезны на практике. Отдельное спасибо профессору — он ясно и доступно объяснял даже самые сложные темы, делая акцент на смысловом понимании».
Арслан: «Меня больше всего заинтересовал курс «Экономический анализ преступности», который читал Паоло Пинотти — один из лучших специалистов в данной области. На лекциях он рассказывал, как с помощью прикладной микроэконометрики решать важные социальные вопросы. Например, рассматривая опиоидную эпидемию в США, мы узнали, что есть научные статьи, которые с помощью метода разности разностей (Difference in Differences) доказали, что причиной этого явления стало массовое назначение обезболивающего ОксиКонтин (OxyContin). Меня также заинтересовали темы, посвященные влиянию смертной казни на уровень преступности и воздействию итальянских ОПГ на ВВП».
Григорий: «Я взял три курса, и все они оказались довольно трудными: «Обработка естественного языка и машинное обучение для бизнеса» (NLP and ML for Business Decisions), «Передовые методы управления портфелем и рисками» (Advanced Methods for Portfolio and Risk Management) и «Экономика труда» (Labor Economics). Больше всего мне понравился последний. Его вели два очень сильных профессора, один из которых — известный в этой области ученый Тито Боэри. На первой лекции он сказал, что планирует провести курс так, чтобы студенты не только заинтересовались и могли написать выпускной диплом в магистратуре по этой теме, но и, возможно, захотели заниматься ею в аспирантуре».
Чем был полезен этот опыт и чем он может помочь вам в будущем?
Николай: «Этот семестр прежде всего дал мне интенсивную практику английского: постоянные дискуссии на занятиях и общение вне аудиторий заметно повысили мой уровень владения языком. Я также улучшил навыки коммуникации в мультикультурной среде — познакомился со студентами и преподавателями из разных стран, а во время поездок завел немало ценных знакомств. Я научился быстрее находить общий язык с людьми из разных культур, что, уверен, пригодится и в дальнейшей учёбе, и в профессиональной деятельности».
Арслан: «Несомненно, этот опыт окажется очень ценным, если я захочу строить международную карьеру».
Григорий: «Во-первых, учеба в Боккони ценится во всем мире, а поскольку сегодня образование важно как никогда, уверен, в будущем это поможет мне при устройстве на работу. Во-вторых, я познакомился с основателями компании Àlber Blanc и больше узнал про то, какие задачи решают ее сотрудники. Это расширило мой взгляд на карьерные перспективы и впоследствии сыграло роль в выборе будущей работы. В течение ближайшего месяца после встречи я прошел все этапы собеседования и в конце июля выхожу на работу в компании. Àlber Blanc — очень известный и один из лучших HFT-фондов (прим. от англ. High-Frequency Trading или «высокочастотный трейдинг»). Он имеет большое количество офисов, покрывает разные типы активов и бирж, и я очень рад стать его частью. Хочу быть максимально полезным компании и надеюсь на долгое и продуктивное сотрудничество».
Поделитесь самыми яркими впечатлениями от поездки и обучения
Николай: «До этой поездки я был в Италии всего один раз, поэтому старался свободное от учебы время посвящать путешествиям. Мне удалось посетить большое количество городов, и каждый из них оказался по-своему интересным. Больше всего меня впечатлил Рим и то, насколько близко друг к другу находятся все главные достопримечательности города. Это создает ощущение, будто ты не просто смотришь на историю, а находишься внутри неё».
Арслан: «Одним из самых ярких впечатлений для меня стало путешествие с друзьями на машине по Швейцарии. Кроме того, я познакомился со многими ребятами из стран СНГ, среди которых были и выпускники РЭШ. Также меня впечатлила встреча с топ-менеджерами компании Àlber Blanc».
Григорий: «В целом пожить в другой стране — это всегда интересный и захватывающий опыт. Я посетил много красивых итальянских городов, огромное количество музеев и галерей. Мне очень понравилась Флоренция. По количеству шедевров искусства на квадратный метр этот невероятно красивый город может конкурировать, кажется, только с Ватиканом. Кстати, очень советую посетить Ватикан и музей Ватикана — один из лучших музеев планеты. Также меня поразил Лугано — город на берегу озера, окруженного горами.
Во время обучения впечатлило то, что в классе могло в один момент находится больше 20 человек, и практически ни у кого не было пересечения по стране, из которой они приехали».
Культурологические наблюдения, язык, проживание в Милане?
Николай: «Во время проживания в Милане я обратил особое внимание на ритм жизни. Здесь никто никуда не торопится, и это ощущается буквально во всём: от общения до повседневных дел. После Москвы, где люди постоянно спешат, такой темп казался непривычным, но со временем я начал лучше понимать и ценить этот подход. Он помогает не просто выполнять задачи, а действительно быть «в моменте» — вдумчиво подходить к делам, больше замечать вокруг и меньше торопиться без необходимости. Думаю, это один из важных личных уроков, которые я привез с собой».
Григорий: «Учеба велась полностью на английском, и диалог на учебных этажах также велся преимущественно на этом языке. В то же время за пределами университета все говорят на итальянском и неохотно воспринимают английский.
Мы (я, Коля, Арслан) жили в общежитии Dubini. Оно очень хорошее: отличная комната и удобное расположение — примерно 15 минут пешком до университета».
Вы участвовали в мобильности в рамках прямой поддержки компании Àlber Blanc, а также встречались с ее представителями во время обучения. Как прошла встреча?
Николай: «Встречу с представителями Àlber Blanc мы ждали с большим интересом. Нам удалось подробнее узнать о компании, её ценностях, подходе к работе и карьерных возможностях. Диалог получился открытым и содержательным — мы получили ответы на все интересующие вопросы, услышали личные истории и полезные советы. В конце встречи нас пригласили пройти собеседование, что дало дополнительную мотивацию.
Хочу выразить благодарность компании Àlber Blanc за финансовую поддержку, благодаря которой поездка и обучение в рамках программы мобильности стали для меня реальностью. Эта помощь покрыла ключевые расходы и позволила сосредоточиться на учебе и профессиональном развитии без дополнительных финансовых переживаний».
Арслан: «Во время обучения в Боккони мы встретились с основателем Àlber Blanc Никитой и управляющим партнером компании Ринатом в Швейцарии. В ходе встречи обсудили наше образование, курсы в Боккони и в РЭШ, много узнали про высокочастотный трейдинг и работу компании. Я очень благодарен Àlber Blanc, их щедрая финансовая поддержка покрыла расходы на обучение, общежитие и проживание в Милане. Было очень приятно познакомиться с представителями компании лично».
Григорий: «В Лугано мы встретились с владельцами компании Àlber Blanc. Как я уже сказал, эта встреча стала для меня важной не только с точки зрения знакомства с командой, но и в плане профессионального выбора.
Хочу выразить отдельную благодарность компании за возможность поучиться в Университете Боккони. Финансовая поддержка Àlber Blanc полностью покрыла все расходы на перелет в обе стороны, проживание в общежитии и обучение, и даже остались деньги на карманные расходы.
Если вы так же, как и наши герои, хотите получить качественное образование в области экономики и финансов и получить возможность обучаться в лучших вузах мира по программам студенческого обмена, заполняйте онлайн-анкету абитуриента и поступайте в РЭШ!
фримуверы* (от англ. free mover) - в отличие от студентов по обмену, фримуверы сами организуют свое обучение в зарубежном вузе