Перейти на старую версию сайта
Что такое креативные индустрии сегодня?
Ср, 05 июня 2019

Что такое креативные индустрии сегодня?

Что такое креативные индустрии? На самом деле, у этого понятия довольно много определений. Например, Департамент цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Великобритании еще в 1998 году составил список того, что можно отнести к таким индустриям: это реклама, архитектура, искусство и ремесла, рынки антиквариата, дизайн, мода, кино, видеоигры, музыкальный бизнес, театр, издательское дело, IT и т.д. Однако, так или иначе, креативная индустрия связана с творчеством.

Британское определение было создано на основе проанализированного ими австралийского отчета Creative Nation, выпущенного в 1994 году. Австралийцы пришли к выводу, что культура определяет профиль австралийской нации, и чем бы они ни занимались, они несут в себе этот профиль и транслируют культуру австралийского на весь мир. «Около 336 000 австралийцев заняты в секторах экономики, связанных с отраслями культуры. Культура создает добавленную стоимость, вносит существенный вклад в инновационный процесс, маркетинг и дизайн. Это символ нашего отношения к труду. Уровень нашей креативности определяет нашу способность адаптироваться к новым вызовам. Это не только ценный экспорт сам по себе, но и существенное дополнение к экспорту других товаров  – первая формальная культурная политика», – говорилось в отчете.

Также до середины 1990-х годов на Западе не измеряли вклад этого сектора в ВВП, не было стратегии развития – за исключением США. Там, в Кремниевой долине, креативные индустрии начали развиваться уже на рубеже 60-70-х годов. В Долине располагались одновременно и несколько университетов, и финансовые и юридические сервисы, которые позволяли реализовать идею от зарождения до выхода на рынок. Концентрация таких сервисов и людей способствовала постоянному обмену опытом и мнениями, что вело к развитию бизнеса. Государство, при этом, не мешало и создавало инфраструктуру: оно помогало налоговыми льготами, позволяло и поощряло открытие своего дела именно в этом месте. Собственно, и сам термин «Кремниевая долина» впервые использован в 1971 году журналистом Доном Хефлером, когда он начал публиковать серию статей под названием «Кремниевая долина США». Словосочетание происходит от использования кремния при производстве полупроводниковых приборов. Именно с этой индустрии началась история Долины как технологического центра.

В конечном счете определение креативных индустрий выросло из культурных индустрий и всего, что связано с созданием бизнеса за счет капитализации каких-то идей. «Но важно понимать, что Долина известна не стартапами, а именно скейлапами, то есть стартапами, которые очень быстро, за два-три года, очень успешно выходят на рынок. И Кремниевая долина славится инфраструктурой и концентрацией капитала и сервисов: финансовых и юридических, что и позволяет из стартапов сделать скейлапы. Скейлапов, которые выросли в Долине, больше всего», – объясняет проректор РЭШ по стратегическому развитию Максим Буев.

Сейчас, по словам Максима Буева, Долина трансформируется: появляется много финтех-стартапов, открывается бизнес, связанный с онлайн-образованием, а главное – запускаются проекты, которые напрямую не связаны с программным обеспечением: «Создаются программные продукты, которые могут быть очень простыми, но их комбинация и применение усложнилось. Например, это могут быть стартапы, связанные с медициной».

К примеру, выпускник РЭШ Антон Воробьев (BAE’2015) является одним из участников проекта Volta, где с помощью машинного обучения создается продукт, который позволяет заменить доктора. Компания, основанная тремя французскими врачами и специалистом по анализу данных, разрабатывает алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) для работы оперирующих кардиологов. Так, во время операции при наиболее распространенной, мерцательной аритмии, благодаря ИИ врач может снять электрическую активность сердца, и ИИ покажет, какая именно в сердце патология. Это увеличивает качество операций с 50 до 97%. Хирурги с небольшим опытом также могут проводить такие операции: искусственный интеллект подскажет направление движения во время операции. Свой проект Антон Воробьев представлял на конференции Silicon Valley Open Doors в Долине. Также Антон является сооснователем европейской компании Atis Partners, которая помогает стартапам развиваться в Западной Европе (выводить высокотехнологичные разработки на рынок, получать гранты и частное финансирование).

Антон уверен, что стартапы являются основным источником инноваций во многих индустриях, например, в здравоохранении. Часто именно маленьким компаниям удается создать креативную атмосферу работы в любой сфере деятельности, даже в здравоохранении и IT. «Как раз в такой атмосфере сегодня развиваются инновации. Мне кажется, по этой причине традиционно некреативные индустрии становятся креативными и привлекают лучшие мировые таланты. Именно в рамках таких компаний легче всего применить свои лучшие навыки и развиваться», – говорит он.

Другой выпускник РЭШ Александр Вученович (BAE’2016) стал соучредителем стартап-проекта intellectuale.ru – образовательной онлайн-платформы с курсами от лучших школ России для 8-11-классников. «Мы даем возможность школьникам со всей страны увеличить набор своих знаний, поступить в крутой университет или подготовиться к олимпиадам», – говорит Александр. Проект уже привлек 50 000 долларов, и у платформы более чем 100 клиентов. «У нас больше чем 100 000 просмотров контента на платформе. Сейчас занимаемся глобальным раундом инвестиций по привлечению полумиллиона долларов в проект», – добавляет он.

Бизнес Александр Вученович придумал еще во время учебы на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ, когда подрабатывал преподаванием и подготовкой абитуриентов к олимпиаде. Вместе со своим другом (сейчас – соучредителем проекта Андреем Нурумовым) они долго обсуждали перспективу стартапа: «Взяли общий подход, выбрали различные индустрии и поняли, что в образовании у нас есть наиболее крупное сравнительное преимущество. В итоге, когда мы разрабатывали курс по экономике, матану, статистике, была стопроцентная утилизация всех полученных знаний в РЭШ, кстати. Ну и тема образования нам близка – ты делаешь социальный вклад и помогаешь людям, не имеющим возможности подготовиться, поступить в университет мечты».

Еще один онлайн-проект начал студент Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ Максим Чупилкин (BAE’2020) вместе со студентками Совбака Юлией Ратавниной и Алиной Гафановой, а также Екатериной Вашкинской из ВШЭ. Их проект Finamore – это стартап, который позволяет получить необходимые навыки для фрилансеров для того, чтобы они смогли устроиться на работу. «Мы платим участникам еженедельную стипендию, если человек проходит все обучение. Полгода он обучается и потом находит работу. И в течение двух лет далее участник платит нам 10-20% от дохода. Сейчас наша аудитория – это люди с инвалидностью», – рассказывает Максим Чупилкин.

Сам стартап, по словам Максима, родился из идеи научной статьи, которую ему нужно было написать в рамках учебы. «Наш проект с нуля сделать сложно, идея прибыльна только на большом масштабе, поэтому ее можно реализовать  с помощью большой организации, у которой есть деньги. Сейчас нам важен инкубатор для того, чтобы получить контакты инвесторов и специалистов, и, конечно, нам важны международные проекты, помогающие бизнесу», – говорит Максим Чупилкин.

О поездке команды РЭШ в Стэнфорд и Кремниевую долину, в которой принимали участие студенты Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ, можно почитать здесь.

 

Подробнее  о самой программе обучения – тут.

 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки