Перейти на старую версию сайта
Что важно для успешной карьеры в риск-менеджменте? Разговор с преподавателем MAF
Ср, 06 июля 2022

Что важно для успешной карьеры в риск-менеджменте? Разговор с преподавателем MAF

Денис Гаврилин – новый преподаватель курса по риск-менеджменту на программе магистратуры «Финансы, инвестиции, банки» (MAF), обучавшийся на программе MiF’2020. В сфере риск-менеджмента Денис уже более 10 лет: он работал с управлением рисками в банках группы ВТБ, занимал позиции CRO в различных банках, являлся старшим менеджером в департаменте управления рисками Deloitte, где отвечал за развитие практики по работе с финансовыми институтами. Мы поговорили с Денисом о ключевых навыках, необходимых для успешной карьеры в риск-менеджменте, а также о содержании его курса в РЭШ.

– С этого учебного года вы будете вести курс по риск-менеджменту. Объясните, пожалуйста, что эта сфера из себя представляет?

Риск-менеджмент находится на стыке финансов, математики и понимания человеческого поведения. Из этого набора дисциплин наиболее важными являются финансы, а на втором месте стоят поведенческие знания: как человек принимает решения, почему в управлении возникают проблемы. Построить карьеру в риск-менеджменте только на одном лишь знании математики не получится.

– Почему вы решили стать преподавателем РЭШ? 

Я люблю делиться информацией и что-то объяснять. Передавать знания, свой взгляд на проблематику, быть для кого-то полезным – самые приятные для меня задачи. Почему именно РЭШ? Ответ простой: я учился на программе Мастер финансов, где познакомился с интересными людьми, в том числе и с Олегом Шибановым, руководителем программы MAF. Там эта история и зародилась. Для меня РЭШ – большая семья, частью которой я рад быть.

До этого я вел корпоративные курсы по риск-менеджменту, в том числе для Центрального Банка, поэтому опыт преподавания у меня уже есть. Но непосредственно для студентов, не изучавших эту область и у которых нет практического опыта, буду читать впервые.

– На что вы будете опираться при создании программы курса? Как последние события повлияли на ее содержание?

При создании программы курса я опирался на широко распространенные материалы. Учебники, которые будут использоваться, выбирались по двум критериям: они должны быть прикладными и приводить к осязаемым результатам. Хочется, чтобы человек, прошедший мой курс, меньше усилий потратил на подготовку к экзаменам, на сертификаты или на прохождение интервью, и, при этом, понимал, что он делает, когда окажется на работе. Задача курса состоит в том, чтобы показать, как устроен риск-менеджмент внутри российского банка или компании.

С одной стороны, сейчас стало сложнее говорить о некоторых вещах, финансовые рынки изменились. С другой стороны, можно подумать, как правильно использовать старые знания в новых условиях. Похожая ситуация была во время ковидных ограничений.  Чтобы не говорить «у нас все сломалось, мы не знаем, что делать», а быть готовыми к ситуациям, которые никто не прогнозировал, мы в корпоративном обучении смотрели, как подходы риск-менеджмента работают в случаях с «черными лебедями».

Базовые знания о риск-менеджменте не устаревают. Я еще не видел, чтобы в учебниках описывали работу во время пандемии или масштабных санкций. Тут речь о том, что знания из учебников, которые написаны в девяностых или нулевых, все равно хорошо работают, если их правильно применять. Предугадать события 2020-го и 2022-го было практически нереально, но кто-то оказался более подготовленным к ним, а кто-то – нет. Степень готовности к экстраординарным событиям как раз зависит от тех базовых знаний, которые были накоплены до этого.

– Какие существуют универсальные навыки в риск-менеджменте?

Математический аппарат и финансовые инструменты обновляются постоянно. В отличие от подходов к тому, как смотреть на риск и управлять им, эти навыки универсальны. Есть классические кейсы, которые показывают, как наше представление о риске в какой-то момент времени отличалось от реального положения дел. Поэтому однозначно назвать универсальные навыки здесь нельзя, но какие-то базовые концепции остаются актуальными всегда. Я хочу показать в этом курсе, что важно не то, какой инструмент мы используем, а то, насколько уместен выбранный нами способ управления риском. Как и в других сферах, здесь нужно не просто обладать определенным функционалом, а понимать, как это работает.

– Как будет строиться курс?

Устройство курса будет достаточно стандартным: мы разберем несколько видов риска, проблематику применения функционала, связанного с оценкой, смягчением последствий, хеджированием. Обязательно будут практические кейсы, мини-истории о том, как это реализовывалось, в том числе и из моего опыта. Дополнительно планируется пригласить спикеров, которые расскажут о личном опыте и представят того или иного работодателя.

На курсе не будет четкого разделения между теорией и практикой, хотя будут вопросы и на понимание, и на решение конкретных задач. Все задания будут похожи на те задачи, которые я и моя команда решаем каждый день.

– Какое у вас образование и как вы пришли в РЭШ? 

Первое образование я получил на Физическом факультете МГУ. Достаточно быстро я понял, что не хочу заниматься физической наукой. Это было связано не столько с положением отрасли в стране, сколько с отсутствием личного интереса к этой сфере. Я понял, что мне интересно заниматься финансами, поэтому с третьего курса я начал работать и выбрал риск-менеджмент, в котором развиваюсь до сих пор.

Мысль получить дополнительное образование возникла сразу после окончания МГУ, один из коллег рассказал мне про РЭШ. Это был 2011-й год, и с этого момента я начал думать о поступлении в магистратуру Школы. Окончательно к этой мысли я вернулся несколько лет назад, имея 10-летний опыт в своей области, четкое понимание сферы финансов и хороший карьерный трек с позицией высокого уровня. Несмотря на большой опыт за плечами, РЭШ оказалась полезным выбором: Школа дала много новых навыков, систематизацию старых знаний, а также вход в сообщество, которое стало мне второй семьей.

– Вы являетесь одним из соучредителей стипендии для студентов MAF. Что вас сподвигло на решение учредить стипендию?

Для меня это способ поддержки тех, кто выбрал РЭШ. Я верю в ребят, которые хотят пойти по этому пути, поэтому хочется поддержать их. Программа «Финансы, инвестиции, банки» выбрана не случайно. Я лично верю в то, что делает Олег Шибанов. Хотелось поддержать его программу, которую я считаю очень хорошей, и я с удовольствием набираю к себе в департамент ее выпускников. В данном случае те знания, которые дает MAF, соответствуют моему представлению о том, что должен знать человек, который идет ко мне на работу, как он должен мыслить, какой у него должен быть подход к делу.

– Сейчас вы работаете в банке «Союз» на должности управляющего директора-руководителя блока корпоративных и интегрированных рисков. Как вы пришли на эту должность?

Сейчас в банке это уровень Правления «минус один». Пришел я туда по приглашению сокурсника из РЭШ, который является членом Правления банка «Союз». Именно он начал реформировать риск-менеджмент в компании и позвал отвечать меня за все направления за периметром розничного бизнеса.

Я отвечаю за корпоративные кредитные риски, рыночные риски, операционные риски, интегрированное управление. Стратегическое видение того, как должен развиваться риск-менеджмент по этим направлениям – моя задача. Сейчас мы разрабатываем единую BI-платформу по оценке риска банка. Я стремлюсь к тому чтобы любой сотрудник мог открыть телефон и посмотреть дашборд с нужными показателями и аналитикой по тому, чем занимается банк. В остальном, я слежу за соотношением рисков и доходности банка. Мы смотрим различные показатели, занимаемся методологией и анализом данных. Большой круг задач сводится к тому, что мы должны постоянно получать достаточный набор данных для принятия управленческих решений.

– Как на работе у вас пригодятся знания, полученные в РЭШ?

Без знаний, которые дает РЭШ, устроиться на работу в этой сфере было бы сложно. Набор навыков, на который я смотрю, предполагает знание финансов, программирования, обработки и анализа данных. РЭШ это все предлагает, поэтому после окончания Школы попасть ко мне вполне реально.

Можно ли было бы получить такие знания онлайн и попасть на эту же работу? Наверное, можно. Но корпоративный мир устроен так, что с документальным подтверждением обучения карьерный путь становится проще. Когда за плечами есть бренд Школы, подтверждающий, что твои знания котируются высоко, работодатель смотрит на это с бОльшим предпочтением. Если бренда нет, а знания есть, то, зачастую, нужно пройти дополнительную ступеньку, чтобы доказать это.

– Приходится ли работодателю «доучивать» недавних выпускников?

– Такое бывает, но это не связано с конкретным университетом. Вчерашним студентам многие рабочие задачи могут показаться сложными. У конкретных работодателей может быть немало каких-то внутренних историй, в которые приходится погружаться. Поэтому да, на обучение после трудоустройства тратится много времени.

Теоретически, всему этому можно было также научить в университете, но обучение тогда стало бы более скучным. Это сузило бы подход к преподаванию и ограничило кругозор студентов. На выходе из вуза не хотелось бы получать только узких специалистов – ведь главная цель образования не в этом: она заключается в том, чтобы формировать нужные знания и взгляды на жизнь. Именно этим я и собираюсь заниматься со студентами на своем курсе. 

 

Узнать подробнее о программе «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) и подать документы можно здесь

 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки