Ведь дело не в том, насколько идея грандиозна, а в том, насколько вы готовы взять на себя лидерство и довести ее до результата, считает выпускница программы «Магистр экономики» РЭШ Гаянэ Симонян (MAE’2013), которая прошла путь до продуктового и бизнес-лидера в индустрии образовательных технологий (EdTech). После обучения в РЭШ Гаянэ руководила развитием образовательных продуктов, в том числе создала онлайн-олимпиады, которые стали самой массовой цифровой активностью для школьников России. Позже она продолжила обучение в Массачусетском технологическом институте (MIT) и сосредоточилась на развитии сферы EdTech на международном уровне. Сфера ее интересов — технологии, которые не просто обучают, а системно расширяют доступ к качественному образованию. Она также выступает экспертом и ментором в глобальном EdTech-сообществе. В интервью Гаянэ рассказала о своем профессиональном пути и важности инноваций в образовании, а также объяснила, как идеи становятся движущей силой изменений.
– Как вы оказались в РЭШ и чем вам запомнилось обучение?
– Я поступила в магистратуру Российской экономической школы сразу после мехмата МГУ им. Ломоносова. Один из однокурсников по МГУ как-то сказал, что в РЭШ учиться непросто, и это стало для меня чем-то вроде «вызов принят». А если серьезно, то я искала способ перевести свои теоретические знания в более прикладную плоскость. На мехмате все было про математику как науку, а не как инструмент, и в какой-то момент мне стало не хватать ощущения связи между образованием и реальной жизнью.
РЭШ в этом смысле стала для меня настоящим открытием: я увидела, как полученные теоретические знания можно конвертировать в выбор карьеры. Благодаря этому осознанию я смогла оформить свою заинтересованность в образовании и технологиях в общий интерес к EdTech. Впоследствии в этой индустрии я и построила карьеру.
В РЭШ я впервые почувствовала, что студенчество — это не только про учебу, но и про лидерство. Я активно участвовала в жизни нашего сообщества, получала стипендию за лидерство, а теперь и сама — член стипендиального фонда РЭШ Ladies Outstanding Leadership (от англ. «выдающиеся женщины-лидеры»), который поддерживает наиболее активных студенток Школы, проявивших лидерские качества. Выпускники активно участвуют в жизни Школы после ее окончания, помогая ей словом, делом и капиталом. Об этом и девиз РЭШ – learn, earn, return (с англ. «учись, зарабатывай, отдавай»).
Именно во время обучения в РЭШ я также впервые поняла, что образование может быть диалогом, а не просто односторонней передачей знаний. Этот опыт до сих пор влияет на то, как я строю продукты — через взаимодействие, интерактив, партнерство с пользователями. Я очень благодарна Школе!
– Как обучение в РЭШ повлияло на ваш профессиональный путь?
– РЭШ дала мне навыки, которые помогли мне вырасти в продакт-лидера: структурное мышление, умение разбираться в сложных задачах, видеть взаимосвязи и быстро находить решение. Это особенно важно при создании технологических продуктов, где нужно понимать и пользователей, и рынок, и бизнес, и инженеров, обеспечивая качество с точки зрения технологии и бизнеса. Продакт-лидер – это в широком смысле медиатор между ними, который «переводит» сложный язык разработки на пользовательский опыт. Помню, как однажды сидела перед камерой и объясняла, что изучает ребенок, когда видит анимационный урок, и вдруг мне позвонил разработчик. Я моментально переключилась и стала говорить о том же самом, но уже с технической точки зрения.
В построении своей карьеры я также использовала подход, которому научилась в РЭШ. Здесь учат рассматривать любой проект и продукт как задачу, где есть измеримая цель, гипотеза, которую нужно проверить, и данные для обработки. Этот же подход лег в основу всей моей продуктовой работы. Более того, именно в РЭШ я встретила людей, с которыми впоследствии мы создавали инновации, меняли российский и мировой Edtech и переворачивали представление о том, как может выглядеть современное образование, — Екатерину Зотову (MAE’2013), Екатерину Перепелкину (MAE’2013), Илью Колчина (MAE’2013), Дарью Островскую (MAE’2014).


– Ваша карьера в EdTech началась с «Учи.ру». За что вы отвечали в компании и как пришли к идее развития технологии в образовании?
– Моя карьера началась с аналитики, и через этот опыт я перешла к созданию образовательных продуктов. Инновационные онлайн-олимпиады, которые мы с моей командой вырастили в самый популярный в стране образовательный продукт, – это следствие увлечения детскими олимпиадами. Наверное, секрет в том, что вся команда «Учи.ру» была олимпиадниками, как и я.
Я поступила в университет как победительница олимпиады, и уже тогда у меня было свое мнение о том, как устроена система образования и как ее можно улучшить. Мне до сих пор кажется, что одна из главных проблем — в неравномерности доступа: по географии, по доходу семьи, по мнению учителя, по формальной успеваемости. Например, я выигрывала дистанционные туры, но меня почти никогда не отпускали на очные этапы: из Сочи в Красноярск, условно говоря, никто школьницу не повезет.
Мне очень хотелось создать продукт, который дал бы шанс учиться и участвовать в олимпиадах всем талантливым ребятам независимо от места жительства, оценок в дневнике или финансовых возможностей. Когда я познакомилась с тогда ещё крошечной командой «Учи.ру», то поняла, что это именно та «точка входа», которую я искала. У меня была техническая и аналитическая база, но не было опыта работы в стартапах. Я присоединилась к команде буквально на следующий день.
Конечно, с тех пор мои взгляды эволюционировали, но желание строить образовательные решения с реальным, измеримым вкладом только усилилось. Образование — это ведь очень инерционная система, в которой не так просто что-то резко поменять. Поэтому онлайн-олимпиады – это до сих пор моя личная гордость и именно тот продукт, который я хотела бы видеть, когда сама была школьницей.
– В чем была его новизна для российского рынка EdTech?
– Олимпиады «Учи.ру» на старте стали беспрецедентным событием для рынка. Это масштабные онлайн-соревнования для школьников с геймификацией, красивой анимацией, собственными сюжетами и персонажами (маскотами). Они включают два этапа: пробный тур без ограничений по времени и попыткам и основой тур, в котором задания выполняются на время, а результат фиксируется. В пиковые сезоны наши олимпиады собирали до 3-5 млн участников по всей России и за рубежом.
Мы досконально продумали структуру продукта и его интерфейс. Кстати, он постоянно совершенствуется. Сейчас это направление развивает выпускница РЭШ Дарья Островская. Проводятся олимпиады полностью онлайн, устанавливать дополнительные программы на компьютер не нужно, достаточно просто зарегистрироваться и завести личный кабинет. Учителям мы предоставили техническую возможность подключать к участию целые классы – это стало важным шагом для роста «Учи.ру». По итогам участия ребятам выдаются сертификаты и дипломы, а в некоторых случаях – присваиваются рейтинги и выдаются призы.
Отдельно я работала над вовлечением аудитории. Просто зайти в российские школы, рассказать про онлайн-курсы и измеримый положительный эффект от образования, конечно, можно, но это не самый эффективный способ. Вместо этого мы придумали регулярные контентные активности, которые можно было бесшовно встроить в школьную и внешкольную жизнь. Например, предлагали школам поучаствовать в бесплатной онлайн-олимпиаде, награждали весь класс, а учителям давали массу статистики, которую они могли использовать в своей работе и в отчетах перед директорами, а те, в свою очередь, – перед вышестоящим руководством.
– Когда вы поняли, что перевернули рынок?
– Один из поворотных моментов случился, когда я поняла, что олимпиады, которые я создаю, не должны быть просто способом проверки знаний и определения «лучших из лучших». Они могут быть совсем про другое — про эмоции, про долгожданное событие, про желание быть частью движения и возвращаться за новыми сюжетами. Про то, чтобы ребенку по-настоящему хотелось провести время за учебой — не потому что надо, а потому что нравится. Этот сдвиг мышления сделал продукт совсем другим. Олимпиада перестала быть разовой активностью и стала регулярной, ожидаемой и любимой. Мы начали видеть, как дети возвращаются снова и снова, как к новому сезону любимого сериала. Это сильно изменило маркетинговую воронку: платформа начала масштабно привлекать новых пользователей и конвертировать их в постоянных. С точки зрения бизнеса это дало мощный толчок и вывело «Учи.ру» на лидирующие позиции в EdTech в стране и мире. В 2020 году, по данным аналитического портала SimilarWeb, наша платформа стала вторым по посещаемости образовательном порталом мира, а в России на ней занимались более половины всех школьников. Среднее время, которое тогда проводили пользователи на портале «Учи.ру», было выше, чем у международных лидеров EdTech-индустрии – компаний Coursera и Duolingo.
Мы действительно создали продуктовую инновацию, задающую новый формат вовлечения на образовательных платформах. А потом наш подход стал крупным трендом на российском рынке. Ведущие EdTech-компании, готовые инвестировать в качественный и относительно дорогой продукт, начали запускать собственные онлайн-соревнования, используя их как инструмент масштабного охвата аудитории. Сегодня интерактивные олимпиады в России стали отраслевым стандартом в стратегии роста продукта. Их используют крупнейшие игроки — от «Яндекса» до Skyeng. Так мы поняли, что задали направление развития всей ниши.
Однако это также означало, что конкуренция усиливается. Если раньше мы конкурировали с играми и соцсетями за внимание ребенка, то теперь — и с другими EdTech-компаниями. Нужно было не просто создавать новые продукты,но и удерживать лидерство в быстро развивающейся и копируемой модели. Это потребовало других подходов: бизнесовых, продуктовых, исследовательских, — стало для меня новым вызовом и новым этапом роста как продуктового лидера. Подход, ориентированный не на проверку знаний, а на вовлечение и интерес пользователей, лег в основу десятков масштабных проектов, которые я курировала. Среди них — международная олимпиада BRICSMath, в которой ежегодно участвовали миллионы школьников из стран БРИКС, и всероссийская инициатива «Безопасные дороги», собиравшая небывалые до нее многомиллионные аудитории. Мы запускали и другие массовые форматы: «Заврики» по математике, «Русский с Пушкиным», экологические и литературные олимпиады. Некоторые из них становились первыми в своем роде, как, например, олимпиада по химии «Менделеев на Учи», организованная совместно с РХТУ им. Менделеева, или олимпиада по математике с МФТИ. Эти проекты отражали изменение логики EdTech-рынка и во многом сформировали его новые направления.
– В какой момент вы поняли, что нашли свое профессиональное призвание?
– Наверное, когда увидела, что наши продукты реально вдохновляют детей, особенно тех, у кого раньше было мало шансов, — ребят из удаленных регионов, находящихся в сложных семейных обстоятельствах, обладающих низким доступом к качественным образовательным ресурсам, испытывающих потребность в инклюзивных решениях. Когда ты видишь, что ребенок, которого не замечали в обычной системе, вдруг увлекается и проходит весь контент, потому что он доступен, красиво сделан и не пугает, это работает сильнее любой метрики. Я поняла, что технологии — это способ дать этим детям равный старт, без давления и барьеров. Это стало для меня не просто работой, а делом, которое хочется развивать стратегически, вдолгую. И именно тогда я увидела себя не просто как технологичного продакт-менеджера, а как человека, который может менять доступ к образованию на системном уровне.
Я чувствовала себя абсолютно на своем месте, когда впервые надела наушники перед записью подкаста РЭШ «Экономика на слух», куда меня пригласили как эксперта вместе с выпускницей РЭШ (MAE’2006), соосновательницей и гендиректором компании Funexpected Math Натальей Перельдик (послушать эпизод можно по этой ссылке, а почитать его тезисы – по этой). Funexpected — продукт, который я давно знаю, люблю и рекомендую детям всех моих знакомых. И вот сижу я с Натальей, мы обсуждаем глобальный рынок EdTech, и я ловлю себя на мысли, что это не интервью, а честный и очень профессиональный разговор. Или когда я готовила подборку книг об EdTech для просветительского портала РЭШ GURU и поняла, что это совсем не «контентная задача», а возможность поделиться тем, чем я реально интересуюсь. Кстати, называется эта подборка «Книги, которые учат по-новому».
Наконец, ощущение, что я на своем месте, было у меня, когда я представляла «Учи.ру» на GESAwards — это самый большой в мире конкурс для EdTech-компаний. Наш проект занял первое место, и мне доверили финальную речь. Все, о чем я могла думать, пока собиралась с духом — это какие крутые компании участвуют в соревновании и как все заслуживают победы. Например, Elbrus Coding Bootcamp (Георгий Бабаян) и «Алгоритмика» (Андрей Лобанов) – это тоже лидеры рынка, которые тоже задают тренды. Такие моменты дают ощущение, что ты не просто в индустрии, а среди тех, кто ее формирует, и что твой вклад признан наравне с ними.
– Вы пришли в стартап, который вместе с вами прошел путь до крупной компании, растили продукт и росли сами. Что для вас значит расти?
– Для меня рост – это адаптивность. Я пришла в компанию управлять командой из двух человек, потом она увеличилась до десяти, а дальше – до 40. По своему устройству это совершенно разные структуры. Чтобы развивать адаптивность, нужно уметь отказываться от своих представлений о том, как что-то должно быть, в пользу того, как это возможно. В какой-то момент я поняла, что у меня в голове есть четкое правило — не существует слова «невозможно», вместо него есть формулировка «возможно при выполнении следующих условий».
Свою команду я тоже стала просить не использовать слово «невозможно». Ведь, когда на сессиях мозгового штурма находится человек, который озвучивает идею, даже самую дикую и невероятную, кто-то все равно продолжает говорить, что это невозможно. Мы старались находить решения через список условий – и да, многие отпадали, потому что мы видели, что эти условия временно недосягаемы.


– После РЭШ вы успешно окончили MBA-программу школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института (MIT Sloan School of Management). Как это повлияло на ваш профессиональный путь?
– Обучение в школе менеджмента Слоуна стало для меня логическим развитием того фундамента, который заложила РЭШ, и открыло новый уровень — глобальный. Там я углубилась в темы инноваций, стартапов, управления технологическими продуктами. (Подробнее о своем поступлении в MIT и об обучении в институте – еще в одном эпизоде подкаста РЭШ с моим участием: послушать аудиоверсию, почитать текстовые тезисы). Я постаралась максимально воспользоваться теми возможностями, которые предоставил мне институт.
В MIT я была сопрезидентом Wellness-клуба (от англ. «оздоровительный клуб») куда приглашала спикеров из индустрии. Например, организовала встречу с директором по продукту популярного приложения для медитаций Headspace. В команде студентов строила MVP (от англ. термина Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт) для ИИ-продукта в сфере технологий в социальных медиа, который разрабатывался в знаменитом акселераторе стартапов MIT – Delta V в Нью-Йорке. Была судьей на технологических конкурсах института и ментором студенческих групп MIT Sloan School of Management, активно участвовала в клубах института об искусственном интеллекте и EdTech. Получила грант на проведение исследования об инновациях, представляла институт в коллаборации с компанией-производителем известного фитнес-трекера Whoop. А еще организовала поездку двенадцати студентов MBA со всего мира в Армению!
Учеба в MIT помогла мне сформировать стратегический взгляд: я окончательно убедилась, что хочу строить инновации в EdTech и в образовании на международном уровне. MIT дал мне не только инструменты, но и уверенность действовать как лидер изменений: запускать новые продукты, вести команды, масштабировать идеи, которые действительно улучшают доступ к качественному образованию по всему миру.
– Какие из новых технологий вас особенно вдохновляют сейчас?
– Очень заряжают возможности искусственного интеллекта, но не как замены учителя, а как инструмента персонализации и анализа пробелов в обучении. Если традиционный EdTech умел отвечать на вопрос, какие есть пробелы, то искусственный интеллект умеет определять, почему существуют те или иные пробелы. Мы уже видим, как ИИ помогает детям учиться в комфортном темпе, а учителям — быстрее понимать, где у класса «просадка» и на что обратить внимание.
Но вместе с тем важен не только потенциал, но и ответственность внедрения. Неслучайно этические вопросы стали как никогда актуальны с развитием технологий. Я верю, что EdTech должен сочетать технологическую мощь с педагогической этикой. И как раз на этом стыке я бы хотела строить следующие продукты: умные, гибкие, масштабируемые — и при этом ориентированные на человека.
А еще я по-прежнему верю в персонализацию в современных цифровых продуктах, не только в EdTech. Персонализация возможна за счет масштаба и большого количества данных. (Кстати, о возможностях цифровой персонализации образования я рассказывала еще на одном экспертном мероприятии РЭШ из серии «Диалоги об образовании»). Я верю в то, что прорыв совершат те компании, которые научатся лучше всех облегчать работу учителя (а не добавлять нагрузки), если мы говорим о школе. А также компании, которые смогут встроить свои образовательные продукты в повседневную жизнь людей.
– Кстати, роли, связанные с созданием и поддержанием продукта, становятся все более востребованными на современном рынке труда, особенно в бигтехе. Что сегодня должен уметь продакт-менеджер?
– Во-первых, ему нужно понимать бизнес-цели компании. Сегодня все действия и решения в компаниях так или иначе обосновываются верхнеуровневыми метриками, а не, скажем, красотой продукта. Во-вторых, нужно все время видеть пользователя – общаться с прямыми потребителями, говорить с ними об их проблемах, интересоваться, как они «закрывают» эти боли без вашего продукта. Если есть возможность, стоит самому побыть в роли пользователя. В-третьих, нужно хорошо ориентироваться в возможностях команд и процессе принятия решений. Продакт должен понимать компетенции сотрудников команды или набор навыков, который ей необходим. Он должен знать технические возможности и ограничения при создании и поддержании продукта, а также понимать, к кому бежать за решениями, в том числе экстренными. Еще важно осознавать, как модифицировать команду при необходимости – кому-то дать другие задачи, а кому-то – предложить обязанности более сложного уровня. Свою команду нужно при этом уважать и верить в нее.
Продакт-менеджер также должен уметь строить кросс-функциональное взаимодействие. Это очень важно, потому что с продуктом работает множество команд, которые делают, казалось бы, непересекающиеся вещи, но без них проект не взлетит. Я говорю о сотрудниках отделов маркетинга, связей с общественностью, поддержки, аналитики, команд других продуктов. Ваш продукт должен быть частью экосистемы, а не стоять особняком. Для этого больше общайтесь с коллегами – в коридорах или на звонках, назначайте сессии мозгового штурма, чтобы понять, как и зачем вы можете взаимодействовать.
Вообще работа продакт-менеджера – это про то, чтобы очень много говорить с людьми внутри и вне компании. Сама я нарабатывала эту практику через боль и ошибки. Бесконечно задавала вопросы коллегам, постоянно ходила в школы и разговаривала с учителями, смотрела, как дети пользуются продуктом и созванивалась с их родителями. Это было огромной частью работы. Когда видишь, как 30 детей одновременно решают задачи на олимпиаде, сразу становится понятно, где в продукте проблемные места. Я, кстати, поэтому и всех своих сотрудников, от разработчиков до менеджеров, отправляла в школы – хотела, чтобы они понимали свой продукт. Наконец, менеджеру нужно очень любить продукт, который он создает.
– Что бы вы посоветовали студентам и выпускникам РЭШ, которые ищут свое дело?
– Действуйте: не стоит ждать идеального момента или появления «гениальной» идеи. Все начинается с интереса, пусть даже очень узкого. Идеи проверяются только на практике, и часто все самое интересное рождается во время эксперимента. Если говорить прагматично, то сегодня на рынке труда особенно ценится доменная экспертиза. Это означает, что помимо хорошего образования (а у выпускников РЭШ с этим порядок), важно уметь показать потенциальную ценность, которую вы можете принести в конкретной нише, не абстрактно, а с примерами, уметь объяснить ее понятным языком и желательно на цифрах. Разбираться в своей области нужно глубоко, «по-настоящему» — это ваш актив и ваш карьерный дифференциатор.
И самое главное — не бояться масштаба. Если вы чувствуете, что проблема важная — возможно, именно вы сможете предложить решение. Вопрос не в том, насколько идея грандиозна, а в том, насколько вы готовы взять на себя лидерство и довести ее до результата.
Узнайте больше о программе «Магистр экономики» и поступайте в РЭШ!