Перейти на старую версию сайта
Гаянэ Симонян (MAE'2013): «Действуйте: не стоит ждать идеального момента или появления «гениальной» идеи!»
Пн, 07 июля 2025

Гаянэ Симонян (MAE'2013): «Действуйте: не стоит ждать идеального момента или появления «гениальной» идеи!»

Ведь дело не в том, насколько идея грандиозна, а в том, насколько вы готовы взять на себя лидерство и довести ее до результата, считает выпускница программы «Магистр экономики» РЭШ Гаянэ Симонян (MAE’2013), которая прошла путь до продуктового и бизнес-лидера в индустрии образовательных технологий (EdTech). После обучения в РЭШ Гаянэ руководила развитием образовательных продуктов, в том числе создала онлайн-олимпиады, которые стали самой массовой цифровой активностью для школьников России. Позже она продолжила обучение в Массачусетском технологическом институте (MIT) и сосредоточилась на развитии сферы EdTech на международном уровне. Сфера ее интересов — технологии, которые не просто обучают, а системно расширяют доступ к качественному образованию. Она также выступает экспертом и ментором в глобальном EdTech-сообществе. В интервью Гаянэ рассказала о своем профессиональном пути и важности инноваций в образовании, а также объяснила, как идеи становятся движущей силой изменений.  

– Как вы оказались в РЭШ и чем вам запомнилось обучение?

– Я поступила в магистратуру Российской экономической школы сразу после мехмата МГУ им. Ломоносова. Один из однокурсников по МГУ как-то сказал, что в РЭШ учиться непросто, и это стало для меня чем-то вроде «вызов принят». А если серьезно, то я искала способ перевести свои теоретические знания в более прикладную плоскость. На мехмате все было про математику как науку, а не как инструмент, и в какой-то момент мне стало не хватать ощущения связи между образованием и реальной жизнью.

РЭШ в этом смысле стала для меня настоящим открытием: я увидела, как полученные теоретические знания можно конвертировать в выбор карьеры. Благодаря этому осознанию я смогла оформить свою заинтересованность в образовании и технологиях в общий интерес к EdTech. Впоследствии в этой индустрии я и построила карьеру. 

В РЭШ я впервые почувствовала, что студенчество — это не только про учебу, но и про лидерство. Я активно участвовала в жизни нашего сообщества, получала стипендию за лидерство, а теперь и сама — член стипендиального фонда РЭШ Ladies Outstanding Leadership (от англ. «выдающиеся женщины-лидеры»), который поддерживает наиболее активных студенток Школы, проявивших лидерские качества. Выпускники активно участвуют в жизни Школы после ее окончания, помогая ей словом, делом и капиталом. Об этом и девиз РЭШ – learn, earn, return (с англ. «учись, зарабатывай, отдавай»)

Именно во время обучения в РЭШ я также впервые поняла, что образование может быть диалогом, а не просто односторонней передачей знаний. Этот опыт до сих пор влияет на то, как я строю продукты — через взаимодействие, интерактив, партнерство с пользователями. Я очень благодарна Школе! 

– Как обучение в РЭШ повлияло на ваш профессиональный путь?

– РЭШ дала мне навыки, которые помогли мне вырасти в продакт-лидера: структурное мышление, умение разбираться в сложных задачах, видеть взаимосвязи и быстро находить решение. Это особенно важно при создании технологических продуктов, где нужно понимать и пользователей, и рынок, и бизнес, и инженеров, обеспечивая качество с точки зрения технологии и бизнеса. Продакт-лидер – это в широком смысле медиатор между ними, который «переводит» сложный язык разработки на пользовательский опыт. Помню, как однажды сидела перед камерой и объясняла, что изучает ребенок, когда видит анимационный урок, и вдруг мне позвонил разработчик. Я моментально переключилась и стала говорить о том же самом, но уже с технической точки зрения.

В построении своей карьеры я также использовала подход, которому научилась в РЭШ. Здесь учат рассматривать  любой проект и продукт как задачу, где есть измеримая цель, гипотеза, которую нужно проверить, и данные для обработки. Этот же подход лег в основу всей моей продуктовой работы. Более того, именно в РЭШ я встретила людей, с которыми впоследствии мы создавали инновации, меняли российский и мировой Edtech и переворачивали представление о том, как может выглядеть современное образование, — Екатерину Зотову (MAE’2013), Екатерину Перепелкину (MAE’2013), Илью Колчина (MAE’2013), Дарью Островскую (MAE’2014).

 
 

– Ваша карьера в EdTech началась с «Учи.ру». За что вы отвечали в компании и как пришли к идее развития технологии в образовании? 

– Моя карьера началась с аналитики, и через этот опыт я перешла к созданию образовательных продуктов. Инновационные онлайн-олимпиады, которые мы с моей командой вырастили в самый популярный в стране образовательный продукт, – это следствие увлечения детскими олимпиадами. Наверное, секрет в том, что вся команда «Учи.ру» была олимпиадниками, как и я. 

Я поступила в университет как победительница олимпиады, и уже тогда у меня было свое мнение о том, как устроена система образования и как ее можно улучшить. Мне до сих пор кажется, что одна из главных проблем — в неравномерности доступа: по географии, по доходу семьи, по мнению учителя, по формальной успеваемости. Например, я выигрывала дистанционные туры, но меня почти никогда не отпускали на очные этапы: из Сочи в Красноярск, условно говоря, никто школьницу не повезет.

Мне очень хотелось создать продукт, который дал бы шанс учиться и участвовать в олимпиадах всем талантливым ребятам независимо от места жительства, оценок в дневнике или финансовых возможностей. Когда я познакомилась с тогда ещё крошечной командой «Учи.ру», то поняла, что это именно та «точка входа», которую я искала. У меня была техническая и аналитическая база, но не было опыта работы в стартапах. Я присоединилась к команде буквально на следующий день. 

Конечно, с тех пор мои взгляды эволюционировали, но желание строить образовательные решения с реальным, измеримым вкладом только усилилось. Образование — это ведь очень инерционная система, в которой не так просто что-то резко поменять. Поэтому онлайн-олимпиады – это до сих пор моя личная гордость и именно тот продукт, который я хотела бы видеть, когда сама была школьницей. 

– В чем была его новизна для российского рынка EdTech?  

– Олимпиады «Учи.ру» на старте стали беспрецедентным событием для рынка. Это масштабные онлайн-соревнования для школьников с геймификацией, красивой анимацией, собственными сюжетами и персонажами (маскотами). Они включают два этапа: пробный тур без ограничений по времени и попыткам и основой тур, в котором задания выполняются на время, а результат фиксируется. В пиковые сезоны наши олимпиады собирали до 3-5 млн участников по всей России и за рубежом. 

Мы досконально продумали структуру продукта и его интерфейс. Кстати, он постоянно совершенствуется. Сейчас это направление развивает выпускница РЭШ Дарья Островская. Проводятся олимпиады полностью онлайн, устанавливать дополнительные программы на компьютер не нужно, достаточно просто зарегистрироваться и завести личный кабинет. Учителям мы предоставили техническую возможность подключать к участию целые классы – это стало важным шагом для роста «Учи.ру». По итогам участия ребятам выдаются сертификаты и дипломы, а в некоторых случаях – присваиваются рейтинги и выдаются призы. 

Отдельно я работала над вовлечением аудитории. Просто зайти в российские школы, рассказать про онлайн-курсы и измеримый положительный эффект от образования, конечно, можно, но это не самый эффективный способ. Вместо этого мы придумали регулярные контентные активности, которые можно было бесшовно встроить в школьную и внешкольную жизнь. Например, предлагали школам поучаствовать в бесплатной онлайн-олимпиаде, награждали весь класс, а учителям давали массу статистики, которую они могли использовать в своей работе и в отчетах перед директорами, а те, в свою очередь, – перед вышестоящим руководством.  

– Когда вы поняли, что перевернули рынок? 

– Один из поворотных моментов случился, когда я поняла, что олимпиады, которые я создаю, не должны быть просто способом проверки знаний и определения «лучших из лучших». Они могут быть совсем про другое — про эмоции, про долгожданное событие, про желание быть частью движения и возвращаться за новыми сюжетами. Про то, чтобы ребенку по-настоящему хотелось провести время за учебой — не потому что надо, а потому что нравится. Этот сдвиг мышления сделал продукт совсем другим. Олимпиада перестала быть разовой активностью и стала регулярной, ожидаемой и любимой. Мы начали видеть, как дети возвращаются снова и снова, как к новому сезону любимого сериала. Это сильно изменило маркетинговую воронку: платформа начала масштабно привлекать новых пользователей и конвертировать их в постоянных. С точки зрения бизнеса это дало мощный толчок и вывело «Учи.ру» на лидирующие позиции в EdTech в стране и мире. В 2020 году, по данным аналитического портала SimilarWeb, наша платформа стала вторым по посещаемости образовательном порталом мира, а в России на ней занимались более половины всех школьников. Среднее время, которое тогда проводили пользователи на портале «Учи.ру», было выше, чем у международных лидеров EdTech-индустрии – компаний Coursera и Duolingo. 

Мы действительно создали продуктовую инновацию, задающую новый формат вовлечения на образовательных платформах. А потом наш подход стал крупным трендом на российском рынке. Ведущие EdTech-компании, готовые инвестировать в качественный и относительно дорогой продукт, начали запускать собственные онлайн-соревнования, используя их как инструмент масштабного охвата аудитории. Сегодня интерактивные олимпиады в России стали отраслевым стандартом в стратегии роста продукта. Их используют крупнейшие игроки — от «Яндекса» до Skyeng. Так мы поняли, что задали направление развития всей ниши.

Однако это также означало, что конкуренция усиливается. Если раньше мы конкурировали с играми и соцсетями за внимание ребенка, то теперь — и с другими EdTech-компаниями. Нужно было не просто создавать новые продукты,но и  удерживать лидерство в быстро развивающейся и копируемой модели. Это потребовало других подходов: бизнесовых, продуктовых, исследовательских, — стало для меня новым вызовом и новым этапом роста как продуктового лидера. Подход, ориентированный не на проверку знаний, а на вовлечение и интерес пользователей, лег в основу десятков масштабных проектов, которые я курировала. Среди них — международная олимпиада BRICSMath, в которой ежегодно участвовали миллионы школьников из стран БРИКС, и всероссийская инициатива «Безопасные дороги», собиравшая небывалые до нее многомиллионные аудитории. Мы запускали и другие массовые форматы: «Заврики» по математике, «Русский с Пушкиным», экологические и литературные олимпиады. Некоторые из них становились первыми в своем роде, как, например, олимпиада по химии «Менделеев на Учи», организованная совместно с РХТУ им. Менделеева, или олимпиада по математике с МФТИ. Эти проекты отражали изменение логики EdTech-рынка и во многом сформировали его новые направления.

– В какой момент вы поняли, что нашли свое профессиональное призвание?

– Наверное, когда увидела, что наши продукты реально вдохновляют детей, особенно тех, у кого раньше было мало шансов, — ребят из удаленных регионов, находящихся в сложных семейных обстоятельствах, обладающих низким доступом к качественным образовательным ресурсам, испытывающих потребность в инклюзивных решениях. Когда ты видишь, что ребенок, которого не замечали в обычной системе, вдруг увлекается и проходит весь контент, потому что он доступен, красиво сделан и не пугает, это работает сильнее любой метрики. Я поняла, что технологии — это способ дать этим детям равный старт, без давления и барьеров. Это стало для меня не просто работой, а делом, которое хочется развивать стратегически, вдолгую. И именно тогда я увидела себя не просто как технологичного продакт-менеджера, а как человека, который может менять доступ к образованию на системном уровне.

Я чувствовала себя абсолютно на своем месте, когда впервые надела наушники перед записью подкаста РЭШ «Экономика на слух», куда меня пригласили как эксперта вместе с выпускницей РЭШ (MAE’2006), соосновательницей и гендиректором компании Funexpected Math Натальей Перельдик (послушать эпизод можно по этой ссылке, а почитать его тезисы – по этой). Funexpected — продукт, который я давно знаю, люблю и рекомендую детям всех моих знакомых. И вот сижу я с Натальей, мы обсуждаем глобальный рынок EdTech, и я ловлю себя на мысли, что это не интервью, а честный и очень профессиональный разговор. Или когда я готовила подборку книг об EdTech для просветительского портала РЭШ GURU и поняла, что это совсем не «контентная задача», а возможность поделиться тем, чем я реально интересуюсь. Кстати, называется эта подборка «Книги, которые учат по-новому».

Наконец, ощущение, что я на своем месте, было у меня, когда я представляла «Учи.ру» на GESAwards — это самый большой в мире конкурс для EdTech-компаний. Наш проект занял первое место, и мне доверили финальную речь. Все, о чем я могла думать, пока собиралась с духом — это какие крутые компании участвуют в соревновании и как все заслуживают победы. Например, Elbrus Coding Bootcamp (Георгий Бабаян) и «Алгоритмика» (Андрей Лобанов) – это тоже лидеры рынка, которые тоже задают тренды. Такие моменты дают ощущение, что ты не просто в индустрии, а среди тех, кто ее формирует, и что твой вклад признан наравне с ними.

– Вы пришли в стартап, который вместе с вами прошел путь до крупной компании, растили продукт и росли сами. Что для вас значит расти? 

– Для меня рост – это адаптивность. Я пришла в компанию управлять командой из двух человек, потом она увеличилась до десяти, а дальше – до 40. По своему устройству это совершенно разные структуры. Чтобы развивать адаптивность, нужно уметь отказываться от своих представлений о том, как что-то должно быть, в пользу того, как это возможно. В какой-то момент я поняла, что у меня в голове есть четкое правило — не существует слова «невозможно», вместо него есть формулировка «возможно при выполнении следующих условий». 

Свою команду я тоже стала просить не использовать слово «невозможно». Ведь, когда на сессиях мозгового штурма находится человек, который озвучивает идею, даже самую дикую и невероятную, кто-то все равно продолжает говорить, что это невозможно. Мы старались находить решения через список условий – и да, многие отпадали, потому что мы видели, что эти условия временно недосягаемы. 

 
 

– После РЭШ вы успешно окончили MBA-программу школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института (MIT Sloan School of Management). Как это повлияло на ваш профессиональный путь? 

– Обучение в школе менеджмента Слоуна стало для меня логическим развитием того фундамента, который заложила РЭШ, и открыло новый уровень — глобальный. Там я углубилась в темы инноваций, стартапов, управления технологическими продуктами. (Подробнее о своем поступлении в MIT и об обучении в институте – еще в одном эпизоде подкаста РЭШ с моим участием: послушать аудиоверсию, почитать текстовые тезисы). Я постаралась максимально воспользоваться теми возможностями, которые предоставил мне институт. 

В MIT я была сопрезидентом Wellness-клуба (от англ. «оздоровительный клуб») куда приглашала спикеров из индустрии. Например, организовала встречу с директором по продукту популярного приложения для медитаций Headspace. В команде студентов строила MVP (от англ. термина Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт) для ИИ-продукта в сфере технологий в социальных медиа, который разрабатывался в знаменитом акселераторе стартапов MIT – Delta V в Нью-Йорке. Была судьей на технологических конкурсах института и ментором студенческих групп MIT Sloan School of Management, активно участвовала в клубах института об искусственном интеллекте и EdTech. Получила грант на проведение исследования об инновациях, представляла институт в коллаборации с компанией-производителем известного фитнес-трекера Whoop. А еще организовала поездку двенадцати студентов MBA со всего мира в Армению! 

Учеба в MIT помогла мне сформировать стратегический взгляд: я окончательно убедилась, что хочу строить инновации в EdTech и в образовании на международном уровне. MIT дал мне не только инструменты, но и уверенность действовать как лидер изменений: запускать новые продукты, вести команды, масштабировать идеи, которые действительно улучшают доступ к качественному образованию по всему миру.

– Какие из новых технологий вас особенно вдохновляют сейчас?

– Очень заряжают возможности искусственного интеллекта, но не как замены учителя, а как инструмента персонализации и анализа пробелов в обучении. Если традиционный EdTech умел отвечать на вопрос, какие есть пробелы, то искусственный интеллект умеет определять, почему существуют те или иные пробелы. Мы уже видим, как ИИ помогает детям учиться в комфортном темпе, а учителям — быстрее понимать, где у класса «просадка» и на что обратить внимание. 

Но вместе с тем важен не только потенциал, но и ответственность внедрения.  Неслучайно этические вопросы стали как никогда актуальны с развитием технологий. Я верю, что EdTech должен сочетать технологическую мощь с педагогической этикой. И как раз на этом стыке я бы хотела строить следующие продукты: умные, гибкие, масштабируемые — и при этом ориентированные на человека.

А еще я по-прежнему верю в персонализацию в современных цифровых продуктах, не только в EdTech. Персонализация возможна за счет масштаба и большого количества данных. (Кстати, о возможностях цифровой персонализации образования я рассказывала еще на одном экспертном мероприятии РЭШ из серии «Диалоги об образовании»). Я верю в то, что прорыв совершат те компании, которые научатся лучше всех облегчать работу учителя (а не добавлять нагрузки), если мы говорим о школе. А также компании, которые смогут встроить свои образовательные продукты в повседневную жизнь людей. 

– Кстати, роли, связанные с созданием и поддержанием продукта, становятся все более востребованными на современном рынке труда, особенно в бигтехе. Что сегодня должен уметь продакт-менеджер? 

– Во-первых, ему нужно понимать бизнес-цели компании. Сегодня все действия и решения в компаниях так или иначе обосновываются верхнеуровневыми метриками, а не, скажем, красотой продукта. Во-вторых, нужно все время видеть пользователя – общаться с прямыми потребителями, говорить с ними об их проблемах, интересоваться, как они «закрывают» эти боли без вашего продукта. Если есть возможность, стоит самому побыть в роли пользователя. В-третьих, нужно хорошо ориентироваться в возможностях команд и процессе принятия решений. Продакт должен понимать компетенции сотрудников команды или набор навыков, который ей необходим. Он должен знать технические возможности и ограничения при создании и поддержании продукта, а также понимать, к кому бежать за решениями, в том числе экстренными. Еще важно осознавать, как модифицировать команду при необходимости – кому-то дать другие задачи, а кому-то – предложить обязанности более сложного уровня. Свою команду нужно при этом уважать и верить в нее. 

Продакт-менеджер также должен уметь строить кросс-функциональное взаимодействие. Это очень важно, потому что с продуктом работает множество команд, которые делают, казалось бы, непересекающиеся вещи, но без них проект не взлетит. Я говорю о сотрудниках отделов маркетинга, связей с общественностью, поддержки, аналитики, команд других продуктов. Ваш продукт должен быть частью экосистемы, а не стоять особняком. Для этого больше общайтесь с коллегами – в коридорах или на звонках, назначайте сессии мозгового штурма, чтобы понять, как и зачем вы можете взаимодействовать. 

Вообще работа продакт-менеджера – это про то, чтобы очень много говорить с людьми внутри и вне компании. Сама я нарабатывала эту практику через боль и ошибки. Бесконечно задавала вопросы коллегам, постоянно ходила в школы и разговаривала с учителями, смотрела, как дети пользуются продуктом и созванивалась с их родителями. Это было огромной частью работы. Когда видишь, как 30 детей одновременно решают задачи на олимпиаде, сразу становится понятно, где в продукте проблемные места. Я, кстати, поэтому и всех своих сотрудников, от разработчиков до менеджеров,  отправляла в школы – хотела, чтобы они понимали свой продукт. Наконец, менеджеру нужно очень любить продукт, который он создает. 

– Что бы вы посоветовали студентам и выпускникам РЭШ, которые ищут свое дело?

– Действуйте: не стоит ждать идеального момента или появления «гениальной» идеи. Все начинается с интереса, пусть даже очень узкого. Идеи проверяются только на практике, и часто все самое интересное рождается во время эксперимента. Если говорить прагматично, то сегодня на рынке труда особенно ценится доменная экспертиза. Это означает, что помимо хорошего образования (а у выпускников РЭШ с этим порядок), важно уметь показать потенциальную ценность, которую вы можете принести в конкретной нише, не абстрактно, а с примерами, уметь объяснить ее понятным языком и желательно на цифрах. Разбираться в своей области нужно глубоко, «по-настоящему» — это ваш актив и ваш карьерный дифференциатор.

И самое главное — не бояться масштаба. Если вы чувствуете, что проблема важная — возможно, именно вы сможете предложить решение. Вопрос не в том, насколько идея грандиозна, а в том, насколько вы готовы взять на себя лидерство и довести ее до результата.

Узнайте больше о программе «Магистр экономики» и поступайте в РЭШ!


Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки