Первые модули в магистратуре — это всегда больше, чем просто продолжение учебы. Это переход на новый уровень освоения знаний: более глубокий и осознанный. Сейчас, когда первый модуль позади, у студентов уже сформировалось впечатление об обучении в РЭШ.
В этом материале серии публикаций об учебе в РЭШ мы встретились с первокурсниками программы «Магистр экономики» (МАЭ) и узнали, как проходит обучение, оправдались ли их ожидания, с какими вызовами они столкнулись и что считают главным приобретением этих первых месяцев в РЭШ.
Это не просто впечатления, а настоящая «карта местности» для тех, кто сейчас выбирает магистратуру.
Наши герои:
Мариам Малоян
Выпускница экономического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
Александр Крюков
Выпускник направления «Биофизика и биоинформатика»
в Физтех-школе биологической и медицинской физики
Московского физико-технического института (ФБМФ МФТИ)
Напомним, ранее о первых впечатлениях от обучения рассказали студенты первого курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ.
Почему вы решили поступать в магистратуру и выбрали программу «Магистр экономики» РЭШ?
Александр: «Когда я выбирал программу бакалавриата, я хотел исследовать инновационные методы в разработке лекарств. К концу же 4-го курса понял, что исследования в сфере биологии — не для меня, и искал магистратуру по новому направлению.
Я выбрал РЭШ, так как здесь люди с технических направлений могут с нуля получить качественное образование в абсолютно новой области. Я выбрал программу «Магистр экономики», во-первых, потому что хотел оставить для себя возможность реализации в академической карьере, а во-вторых, потому что фундаментальное образование для меня ближе, чем прикладное. Мне интересно на интуитивном уровне понять, как происходят и регулируются основные экономические процессы и как они влияют на общество».
Мариам: «Я всегда хотела поступить в магистратуру. Во-первых, это хорошо для карьеры, во-вторых, мне интересно и научное развитие. После МГУ я решила поступить во ВШЭ на демографию, так как меня очень привлекают исследования на стыке экономики и социологии. Но учеба там показалась мне слишком простой. В то же время с 3-го курса бакалавриата я задумывалась о РЭШ. Регистрировалась на вступительные испытания, но не решалась поступать, так как боялась бросить карьеру в индустрии и лишиться дохода. В этом году я приняла решение рискнуть».
Каковы ваши общие впечатления от обучения на программе?
Александр: «Мне очень нравится, как организован процесс обучения. В РЭШ фантастически удобный кампус, профессора, которых очень сложно было бы встретить где-то еще в России, высокая академическая нагрузка и очень классные люди вокруг. Одним словом — все, что нужно для хорошей учебы. Также очень приятно, что администрация заботится о студентах и делает все, чтобы обучение было максимально комфортным: поощряет инициативы, помогает с оформлением заявок на стипендии, устраивает карьерные встречи с лучшими компаниями на российском рынке».
Мариам: «Меня впечатлили интенсивные занятия, направленные на практическое решение задач, очень мотивированные однокурсники и особая атмосфера, когда все активно учатся и поддерживают друг друга. На других магистерских программах, которые чаще всего вечерние, студенты приезжают на занятия после работы, и у них зачастую не остается сил не только на общение, но и на учебу. В РЭШ, напротив, студенты хотят не просто получить диплом, а действительно добиться успеха».
Насколько интенсивное обучение на программе?
Александр: «Темп учебы и правда очень высокий: много пар и домашних заданий. Модульный подход отличается от семестрового тем, что практически невозможно откладывать что-либо на последний момент или на сессию. Когда экзамены идут через день, ты показываешь то, чему научился за модуль. Но нет ничего невозможного! У нас на потоке все справляются и все довольны».
Мариам: «Обучение на программе очень интенсивное. За первые 2 модуля в РЭШ я изучила больше материала, чем за год на экономфаке МГУ. То есть программа позволяет наверстать всю программу любого экономического бакалавриата в кратчайшие сроки».
Какие особенности преподавания, обучения и оценивания в РЭШ вы могли бы выделить?
Александр: «Для меня главной особенностью РЭШ является очень высокое качество подготовки к курсам: на всех лекциях информация четко структурирована, кейсы основываются на реальной и очень новой статистике (вплоть до 2025 года), домашние задания действительно помогают в закреплении материала. Такая четкая структура позволяет осваивать большие курсы в максимально короткие сроки. В остальном по темпу и количеству материала учеба на МАЭ очень похожа на физтех».
Мариам: «Непривычной для меня оказалась сессия с короткими перерывами между экзаменами — не более 3 дней. Из-за этого подготовиться к экзамену во время сессии невозможно — нужно учиться в течение модуля».
Какие курсы вам понравились больше всего и почему?
Александр: «На самом деле глаза разбегаются! Мне, как технарю, хочется больше всего отметить высокое мастерство профессоров математических дисциплин «Теория вероятностей» и «Математика для экономистов». Это очень качественные и фундаментальные курсы, создающие математическую интуицию и подкрепляющие ее строгими рассуждениями. Профессора подают материал эталонно: не слишком сухо (когда за теорией не видишь сути и применения) и не слишком пространно (когда из-за отсутствия строгости перестаешь верить в происходящее). Лекции по макроэкономике очень порадовали тем, что читаются с нуля и наполнены большим количеством практических примеров, которые делают материал очень легким в восприятии. Даже мне — человеку, не изучавшему экономику до этого, было все понятно с первого занятия».
Мариам: «Пока у нас были только фундаментальные экономические дисциплины, поэтому мне сложно выделить какой-то один курс. Я жду, когда начнется поведенческая экономика!»
С какими вызовами и трудностями вы столкнулись во время обучения и что помогло их преодолеть?
Александр: «Мне не всегда с первого раза удавалось понимать большое количество новых понятий и концепций на экономических курсах. К счастью, однокурсники с профильным образованием всегда были готовы помочь и объяснить что угодно».
Мариам: «Самый большой вызов — увольнение с работы. Еще в первых числах сентября старшекурсники советовали уйти с работы из-за невозможности совмещения с РЭШ. Однако сейчас я вижу, что некоторые из однокурсников работают, поэтому планирую снова выйти на работу. В то же время у студентов всегда есть возможность получить материальную помощь от РЭШ, гранты и различные стипендии».
Как устроена экзаменационная сессия в РЭШ?
Александр: «На одной неделе проходят от 3 до 5 экзаменов. Большим изменением по сравнению с физтехом стал формат их проведения — они все письменные. Как я уже отмечал выше, в таком режиме ты можешь успеть только повторить то, что уже изучил во время модуля. Это мотивирует учиться весь модуль, чтобы материал успел «уложиться» в голове».
Мариам: «Экзаменационная неделя проходит в конце модуля, сразу после окончания занятий. Интервалы между экзаменами составляют всего 1 день, каждый экзамен длится по 2-3 часа. Сразу после сессии начинается следующий модуль, поэтому сбавлять темпы нельзя».
Остается ли у вас время на отдых, участие в карьерных и студенческих мероприятиях?
Александр: «Да, несмотря на очень высокую интенсивность учебы, я хожу почти на все мероприятия Центра развития карьеры и лидерства РЭШ (ЦКРЛ). Одна из главных моих целей в магистратуре — понять, чем я хочу заниматься, поэтому очень важно уделять время расширению кругозора. Также, чтобы жить в таком темпе, нужно хорошо отдыхать, поэтому я стараюсь не пропускать спортзал и посиделки с друзьями хотя бы раз в неделю».
Мариам: «Я параллельно учусь на 2-м курсе магистратуры ВШЭ, поэтому свободного времени у меня очень мало. Тем не менее я стараюсь успеть все: посещать мероприятия и вести активную студенческую жизнь».
О сообществе РЭШ
Александр: «Сообщество РЭШ — это мое самое главное открытие на программе. У нас удивительный курс. Здесь собрались удивительно мотивированные и хорошо образованные люди из самых разных вузов. У всех очень разные цели в жизни, но все нацелены показывать высокие результаты в учебе и дальнейшей карьере. В высококонкурентной и интенсивной образовательной среде очень важно окружение и его настрой. На курсе все всегда готовы друг другу помочь с учебой, объяснить что-то или просто поддержать, когда все достало и не хочется ничего делать. Помимо этого, возможность находить менторов в Менторском клубе РЭШ и встречаться с выпускниками на карьерных мероприятиях, где можно задать самые каверзные или глупые вопросы об их работе. Это сильно помогает сформировать впечатление об индустриях, а иногда даже завести полезные знакомства или договориться о собеседовании в компанию, о которой давно мечтал».
Мариам: «Сообщество РЭШ — это позитивные и активные ребята, заряженные на учебу».
Если вы заинтересованы в поступлении на одну из магистерских программ РЭШ или хотите узнать больше о Школе, подписывайтесь на нашу рассылку.
Напоминаем также, что уже сейчас у вас есть возможность записаться на подготовительные курсы для поступающих на программу «Магистр экономики»:
Углубленный курс линейной алгебры и математического анализа. Старт: 14 января 2026.
Курс «Английский язык для поступающих в магистратуру РЭШ». Старт: 18 января 2026.