Перейти на старую версию сайта
Карьерные треки BAE: как стать аналитиком?
Ср, 13 апреля 2022

Карьерные треки BAE: как стать аналитиком?

Продолжаем рассказывать о том, какими карьерными путями идут студенты и выпускники Совместной программы ВШЭ-РЭШ. В этот раз они делятся своими впечатлениями от работы в аналитике. Как попасть в эту сферу, почему это может быть интересно и какие предметы изучать для успешной карьеры? Узнали у Анны Денисовой (BAE’22) и Артемия Кузнецова (BAE’21). Первый материал, посвященный работе в финансах, можно прочитать по ссылке.

 

Анна Денисова, студентка BAE’2022: про hard-skills и аналитику в Ozon

Что для тебя Совбак?

Для меня Совбак – это в первую очередь сочетание ценного коллектива однокурсников, преподавательского состава, учебного офиса, ребят постарше и помладше. Почти всегда люди готовы поддержать, помочь, войти в твое положение, с ними интересно общаться, – для меня это очень важно, и я уверена, что со многими буду поддерживать контакт и по окончании бакалавриата.

Какие ты брала курсы по выбору?

Для меня широта курсов по выбору является самым ценным в учебной программе: неважно, насколько разные по интересам учатся люди, они всегда найдут что-то по душе. Из математических я выбрала курсы по Динамической оптимизации, Дифференциальным уравнениям, Теоретическим основам информатики – что-то не слишком абстрактное, чтобы не совсем мозг плавился, но при этом позволяющее тренировать себя думать. Брала также Случайные процессы, но это все-таки уже больше тервер, чем математика, хотя под критерий «тренировать себя думать» подходит отлично, –  это, пожалуй, самый сложный курс на Совбаке из тех, что я брала.

По программированию я изучала Java, Машинное Обучение и Машинное Обучение-2 от Факультета компьютерных наук ВШЭ. Java я на практике не использовала, но этот курс позволил мне понять, как в принципе работает программирование. Когда я пошла на Анализ данных, где мы изучали Python, он казался уже сильно проще и приятнее. Вообще я довольно много использую Python и машинное обучение в работе, поэтому курсы были полезные именно в плане развития hard-skills. Очень рекомендую всем, кто дальше хочет идти в аналитику, что-то связанное с Data Science и машинным обучением в целом.

Классические курсы по экономике, где нужно работать с формулами, неплохо помогают людям в понимании того, как формализовывать жизненные ситуации, поэтому Экономика труда, Теория контрактов для меня также были полезны. Ну и наиболее классным и прикладным курсом по экономике для меня, пожалуй, была Микроэконометрика: это и в работе помогает для понимания того, как работают А/Б тесты, и в прочтении статей для диплома.

Также я брала несколько гуманитарных курсов вроде Античной Философии, Истории Северной и Южной Америки, Истории Востока. С какого-то момента хочется больше расширять свой кругозор, и гуманитарные курсы в этом здорово помогают.

Как твой карьерный трек связан с аналитикой?

В целом, последние два года я работаю в сфере аналитики. До февраля руководила аналитикой курьерской доставки в Ozon Rocket: смотрела, каким образом правильно выстраивать мотивацию курьеров, как улучшать клиентский опыт. Затем перешла в Avito, там получилась более продуктовая история: как правильно продвигать продукт у клиентов, организовывать рекламное пространство.

Помогают ли тебе экономические знания с бакалавриата?

Курсы по экономике развивают структурное мышление и навыки формализации задачи. Иногда нужно декомпозировать задачу, понять, какие факторы на что влияют, и в этом сильно помогает экономическая база. Также аналитика часто завязана на поиск статистически значимых изменений, нахождение корреляции между параметрами, и это эконометрика в чистом виде. Например, в какой-то момент мне надо было понять, какие факторы влияют на то, каким образом выручка пунктов выдачи заказов зависит от их окружения, и я несколько дней гоняла регрессии, чтобы это понять.

Вообще, чтобы стать хорошим аналитиком, в первую очередь нужно именно структурное мышление, потому что харды развивать проще, чем умение правильно думать. На мой взгляд, экономистам и математикам в этом плане проще, – навыки декомпозиции и выстраивания логических последовательностей им развивают на учебе.

Что тебя больше всего привлекает в аналитике?

Во-первых, мне нравится решать аналитические задачи: искать закономерности в данных, обнаруживать неочевидные взаимосвязи. Во-вторых, нравится работать с Python и базами данных, использовать машинку, автоматизировать и оптимизировать процессы с помощью технических решений. Классно наблюдать, как найденные тобою результаты используются на практике и реально работают. Мне повезло с Ozon и Avito в этом плане: у меня есть возможность видеть значимость своей работы, и это сильно мотивирует продолжать заниматься аналитикой.

Какие советы ты можешь дать тем, кто только планирует становиться аналитиком?

Учите Python и SQL, решайте кейсы – как правило, стандартные задачки, которые дают на интервью, направлены именно на проверку этих знаний. На самом деле, с точки зрения скиллов аналитиком стать довольно просто. Другой вопрос чтобы человеку нравилось копаться в данных и чтобы он был инициативным, не боялся предлагать свои решения и проявлять самостоятельность, где это возможно. Иначе у руководителя будут возникать вопросы, насколько вообще человек подходит на позицию и готов двигаться вверх по карьерной лестнице, и рост будет медленным, если вообще будет.

 

Артемий Кузнецов, выпускник BAE’2021: о связи экономики с аналитикой и карьере

Чем тебе запомнилось обучение на Совместном бакалавриате?

Все обучение на Совбаке позволяет развивать способность не только поглощать знания, но и аналитически мыслить, выстраивать самому систему обучения. Больше всего мне нравились пары с Андреем Бремзеном, Григорием Косенком, Олегом Замулиным, Кевином Канселларо. Профессора увлечены тем, что они преподают. Это эмоционально отражалось и на мне, воспринимать материал становилось интереснее.

Какие курсы тебе запомнились?

На втором курсе Илья Щуров начал преподавать Науку о данных. Мне, как человеку, ранее далекому от программирования, Илья смог привить любовь к Python, подсказал подход к изучению языков и привил стремление к самостоятельному поиску информации, нужной для решения конкретных задач. Также сильно помогал курс Григория Косенка Эмпирика отраслевой организации, где возникала экономическая идея, разные подходы к оценке стратегий, трансформация экономических вопросов в код. На Экономике природных ресурсов Герхард Терс рассматривал реальные вопросы с точки зрения науки и показывал многогранность эконометрических методов в решении настоящих вопросов. Эти курсы дали необходимые знания для выполнения рабочих заданий в моей профессии.

Если студент хочет в аналитику, то на какие курсы ему обратить внимание?

Это сильно зависит от области, в которую он хочет идти. Если речь о Data Science, то стоит углубиться в математическую подготовку. Для этого пригодятся Дифференциальные уравнения, Машинное обучение и Линейная алгебра. В стандартной аналитике стоит развивать не только hard-skills, но и бизнес-мышление. Хороший результат в работе достигается именно тогда, когда ты понимаешь задачи бизнеса, можешь разложить их на более мелкие и понять, как инструменты, которыми ты владеешь, могут помочь в решении. Нужно учиться заранее предвидеть результаты работы, формировать гипотезы – наличие бизнес-логики играет ключевую роль в осуществлении этих действий. Поэтому нельзя делать упор только на математические дисциплины.

Каким был твой карьерный путь?

На первом курсе я был part-time стажером в McKinsey, работа в этой компании была очень популярна в наши годы. Затем сфокусировался на учебе: началась Макроэкономика, Математический анализ-2, Теория вероятностей и Наука о данных.

В августе 2019 года однокурсник рассказал мне о стажировке в Ozon. Я хотел попробовать себя в области e-commerce, поэтому мне это было интересно. На работе я сразу начал применять те знания, которые были получены на первых двух курсах, что позволяло успешно справляться с большим объемом задач. Это отразилось на доверии руководства и их уверенности в том, что я могу брать больше ответственности и развиваться. К декабрю я стал младшим аналитиком, к ноябрю следующего года – аналитиком, а ещё через год руководителем группы.

Когда ты руководитель группы, ты определяешь стратегию развития аналитики: сюда входит совершенствование своей команды, поиск и реализация новых продуктов, выстраивание взаимодействия с другими отделами и многое другое – такая работа требует больше soft-skills. Сейчас мне нужно смотреть на ситуацию более глобально, ставить в приоритет вопросы вроде «А к чему мы вообще хотим прийти?». Наверное, здесь больше творческой истории, потому что мы генерируем новые продукты и идеи, которые позволяют добиться операционной и экономической эффективности. Мне в целом нравится давление, сопряженное с этой позицией, потому что оно заставляет двигаться и развиваться.

Меня устраивает трек, по которому я двигаюсь: молодой коллектив, интересные задачи, конкурентная среда. Внутри Ozon ценится мобильность, поэтому я прошел интересный путь. Сначала я был в отделе клиентской аналитики, потом занимался развитием сети пунктов выдачи заказов, дальше моя работа расширилась: я занялся ресурсным планированием на сортировочных центрах. Моя команда прогнозировала, сколько персонала нужно нанимать на каждый сортировочный центр внутри нашей логистической инфраструктуры. Сейчас я оптимизирую курьерскую доставку. Я не сосредоточен на одних и тех же темах, могу углубляться в разные части бизнеса: и в операционное направление, и в экономическую эффективность, и в алгоритмы IT-команд.

Пригодилась ли экономика?

Знания из микро- и макроэкономики изменили мое мышление. На экономических курсах Совбака мы всегда работали с многопараметровыми моделями, поэтому привыкли смотреть на множество параметров сразу, оценивать влияние одной переменной на другие. Благодаря этому я могу глубже смотреть на процессы и понимать их  многоуровневое устройство. Когда есть запрос, например, как снизить затраты, я формирую разные варианты решений и прорабатываю то, как они могут отразиться на других процессах. Если влияние неблагоприятное, то ты ищешь, как отбалансировать другие переменные, найти равновесие.

Что ты посоветуешь тем, кто хочет развиваться в аналитике?

Если вы только начинаете изучение, старайтесь развиваться во всех направлениях аналитики. Нужно решать задачи в разных сферах: пробовать углубиться в Data Science, брать длинные проекты и вести их с точки зрения выстраивания обновлений и отчетности, стараться работать с бизнесом и так далее. Важно попробовать себя везде, особенно если речь идет о 20-летних ребятах с большим запасом времени, энергии, желания и возможностей ошибаться – так вы сможете определить интересный для себя трек.

Если говорить о технических навыках, то необходим SQL и Python, реже Excel. Также стоит научиться ответственно относиться к тому, что делаешь: не брать ничего на веру, постоянно искать пути улучшения и быть своим главным критиком.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки