Перейти на старую версию сайта
РЭШ провела круглый стол «Вызовы цифровой экономики: борьба за таланты»
Ср, 25 апреля 2018

РЭШ провела круглый стол «Вызовы цифровой экономики: борьба за таланты»

В здании Московской Биржи на Воздвиженке Центром карьеры и лидерства РЭШ был проведен круглый стол «Вызовы цифровой экономики: борьба за таланты» с участием представителей компаний BCG, Ward Hawell, Сбербанк, Сибур, Deloitte, McKinsey & Company, КПМГ, Google, Qmarketing и Агат.Роскосмос.

Мероприятие открыла проректор РЭШ Зарема Касабиева, представив Школу, ее достоинства и преимущества, старые и новые программы, портрет выпускников и проекты РЭШ в целом и Центра Карьеры в частности. Координатор Центра Юлия Красавина представила CV Book’2018, который высылается всем заинтересованным в найме выпускников и студентов РЭШ. Модерировала круглый стол директор Центра карьеры и лидерства РЭШ Светлана Волкова.

Сразу после выступления Заремы Касабиевой слово было передано Антону Степаненко – принципалу BCG и большому другу Школы. Антон рассказал о результатах большого исследования рынка труда, проведенного BCG. По словам Антона, с 90-х годов рынок труда в России не претерпел практически никаких изменений. Единственное отличие – рост занятости в бизнесе с 7% до 11%. По результатам развернутых интервью с более чем 70 исполнительными директорами и руководителями департаментов по работе с персоналом, лишь 2% работодателей занимаются развитием своих сотрудников, и это те отрасли, в которых наиболее сильна конкуренция. При этом около 80% водителей и охранников имеют диплом о высшем образовании, а 90% работников нуждаются в «доучивании и переучивании».

Два основных вывода, сделанных на основании исследования:

  • Ответственность за образование и развитие лежит на нас самих. Только в наших руках увеличить стоимость своего человеческого капитала.
  • Сейчас время HR-специалистов, привлечь и удержать таланты – их функция.

После этого слово было передано Ие Малаховой, вице-президенту, директору департамента финансов Сбербанка, выпускнице РЭШ (MAE’2006) и EMBA'2016, Бизнес-школы Бута Чикагского университета.

Ия сформулировала свои взгляды предельно четко и кратко: задача работодателя – получить с работника максимум по минимальной цене. Задача работника – оптимизировать свою траекторию.

Для этого, по мнению Ии, вам понадобится, из hard skills: умение работать с большими объемами информации, быстро ее обрабатывать и не терять эти навыки со временем. Зачастую, даже среди самых топовых выпускников, проблемой становится неумение работать в условиях неопределенности. Кроме этого, необходимо уметь хорошо писать, быстро считать и правильно говорить – структурировано и быть способным донести свою мысль до оппонента.

Из soft skills самым важным является прикладная социология: она помогает понять, как думают другие люди, и как вести с ними диалог. Из специфических навыков, без которых будет сложно в ближайшем будущем – необходимо следить за развитием IT, чтобы хотя бы понимать, как устроена архитектура. 

Тему усовершенствования рекрутинга продолжил коллега Ии по Сбербанку – Дмитрий Абрамов, руководитель Graduate-направления HR-блока Сбербанка, который рассказал о переменах, происходящих в hr-департаменте. Во-первых последнее время в Сбербанке практикуется ставить главами hr-подразделений людей из бизнес-департаментов, для оптимизации и увеличения эффективности их работы. Во-вторых – внедрение облачного сервиса Success factors, в котором уже обрабатывается 230 тыс. сотрудников и который позволяет гораздо четче и технологичнее работать с существующими и искать новых сотрудников. Что касается выпускников, главная проблема -  гэп между тем, чему учат в вузе и тем, чего ждут от выпускника работодатели – решается с помощью стажировок.

Напоследок, Дмитрий рассказал какими, как правило, взаимоисключающими, качествами должен обладать идеальный сотрудника по версии Германа Оскаровича Грефа:

  • Креативность и воображение
  • Системное мышление
  • Мастерство исполнения – умение завершать начатое. *

*только 0,04% сотрудников обладают всеми тремя качествами, по мнению Г.О. Грефа. 

На этом месте к составу выступающих присоединился Сергей Воробьев – руководитель Ward Hawell и член попечительского совета РЭШ, и слово было передано ему.

Сергей Ильич сразу приступил к освещению близкой ему темы - поиска и развития лидеров, и устроил мини-экзамен, забросав аудиторию вопросами. Сколько стадий у переговоров и в каком месте они заканчиваются? Сколько уровней умения слушать вы знаете? Что такое эмпатия? Какое бывает лидерство? Какие бывают стили лидерства? Сколько нужно развивать soft skills? Сколько человек оптимально должно быть в команде? Как выглядит формула оптимизации «сыгрывания» команды? В конце своего выступления Сергей Ильич рассказал свою версию тезиса «учиться, учиться и еще раз учиться» - это:

  • учиться изменяться, постоянно и с ускорением;
  • учиться научаться в течение всей жизни;
  • и не забывать периодически спускать в унитаз свои предыдущие знания.

Следующим слово взял Владимир Зимовцев, руководитель направления развития продаж компании Сибур. Он рассказал о внедрении новых технологий в Сибуре – об использовании дронов для контроля процесса строительства, об очках с виртуальной реальностью, в которых сотрудник, отправляясь на объект, где случилась поломка, может одновременно видеть инструкцию к оборудованию и выходить на связь с коллегами в Москве, чтобы получить консультацию по нужному вопросу. Также для прогноза цен используется big data. Главный тезис при освоении новых технологий – не застревай, иди дальше. А критерий успешности можно описать на следующем примере: если технологии внедрены успешно – гусеница превращается в бабочку. Если нет – она просто начинает быстрее бегать. 

Лев Радушин, HR-менеджер McKinsey & Company, рассказал, что он занимается брендингом работодателя. По его мнению, мы сейчас находимся в самом плохом месте демографической ямы и поэтому спрос на одного стажера со стороны компаний вырос в 4 раза, а качество претендентов в среднем упало – зачем сильно стараться, если лучшие компании все равно борются за тебя. Он также отметил, что нынешние соискатели теперь хотят гибкий график и личный комфорт, а зарплата ушла на 10-й план. Главная рекомендация HR-специалистам от Льва Радушина – делать стажировки парт-тайм, начиная со 2-го курса института. Боритесь за сотрудников!

Следующим выступал Дмитрий Стиран, Partner Manager в Google Telecom. Он расставил приоритеты среди качеств, необходимых для успешной работы в такой компании как Google следующим образом:

  • Способность решать нетривиальные задачи,
  • Постоянное обучение, нетворкинг
  • Коммуникативные навыки
  • Инициативность
  • Дух предпринимательства.

За выращенных успешных сотрудников компания должна бороться, чем компания может удерживать таланты?

  • Возможностью внедрять собственные инициативы
  • Возможностью перехода в другие подразделения компании.

Представители Big Four Алина Ягудина из группы по набору молодых специалистов КПМГ и Екатерина Виноградова, руководитель группы по подбору персонала и развитию бренда работодателя, отметили, что самый проседающий по их мнению soft skill у нынешних стажеров – это навык работы в команде. Поэтому их рекоменация ребятам – начинать проходить стажировку с лета 1-го курса и осени 2-го курса.

Следующий наш гость – Роман Виас, создатель маркетингового агентства Q-маркетинг и совладелец сервиса по уборке квартир Qlean, занимающего 3-е место в мире по количеству уборок. Роман столкнулся с тем, что качество знаний о маркетинге сейчас на рынке труда очень низкое, и ему проще набирать людей с нулевыми знаниями маркетинга, но с высокими soft skills, и затем их обучать.

Очень важный скилл – принимать решения в условиях неопределенности. В этом помогают брейнстормы, эффективность которых обуславливается соблюдением двух правил:

  • Должны быть люди из разных поколений: X, Y, Z и даже альфа
  • Отсутствие авторитета, все идеи равноправны.

Также в компании существует такое явление, как Q-менторство – любой сотрудник может встретиться с Романом и обсудить все, что его волнует.

Для успеха любого проекта нужны два человека:

  • Рок-н-ролльщик, который может рискнуть, договориться, сделать из нуля единицу.
  • Ботаник-зануда: структурированный человек.

Последним выступил старший менеджер по управлению проектами Агат.Роскосмос Алексей Долгов. Он рассказал о работе в компании Агат.Роскосмосе. Роскосмос – это ТВ, интернет, чипы и навигация, и это возможность делать карьеру, не уезжая. Это цифровые технологии, которые проникают во все сферы нашей жизни. И для развития всех этих направлений и расширения существующих границ привычной реальности коллегам Алексея нужны технические специалисты, те самые ботаники без soft skills.

После всех выступлений началась торжественная часть – вручение наград Best Company Award’2018. Студентка второго курса программы «Финансы, инвестиции, банки» РЭШ Дарья Волосова озвучила результаты анкетирования студентов и выпускников РЭШ и вручила памятные статуэтки представителям первых 15-ти компаний из списка всех компаний, выбранных голосовавшими. В опросе приняли участие 84 человека, среди которых представители всех программ РЭШ: студенты разных курсов и недавние выпускники. Из предложенных 115 компаний они выбрали 51 компанию, в которой хотели бы работать, проранжировав их с 1-го по 3-е место. 15 лидерам этого списка, идущим с большим отрывом от остальных, и были вручены награды. Результаты опроса и списки компаний-победителей можно увидеть в презентации.

Мы благодарны всем, кто нашел время и смог выступить, всем, кто пришел послушать – без вас это мероприятие не получилось бы таким увлекательным, ярким и познавательным. Также спасибо всем, кто сотрудничал с РЭШ все эти годы, мы благодарны и смотрим вперед с большим оптимизмом и надеждами на новые совместные проекты и мероприятия. И конечно же на успешное трудоустройство наших выпускников.

(с.) Центр карьеры и лидерства РЭШ

 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки