Перейти на старую версию сайта
Максим Чураков: «ЭАД – идеальная программа для тех, кто хочет развиваться в экономике и анализе данных»
Сб, 27 апреля 2024

Максим Чураков: «ЭАД – идеальная программа для тех, кто хочет развиваться в экономике и анализе данных»

Профессия «аналитик данных» – одна из наиболее востребованных на российском и международном рынках в последние годы. Однако сегодня финансовые компании хотят видеть в своих рядах более универсальных специалистов, имеющих знания не только в области data science, но и в области экономики. Совместная программа РЭШ и Школы анализа данных (ШАД) Яндекса «Экономика и анализ данных» (ЭАД) создана для тех, кто хочет совместить глубокие математические знания, любовь к кодингу и желание разобраться в том, как устроены экономические процессы. Мы поговорили со студентом второго курса ЭАД Максимом Чураковым и узнали, насколько сложно обучаться на программе, в чем ее преимущества и недостатки, кому она подходит и насколько востребованы полученные в процессе обучения навыки в индустрии.

– Какой вуз вы окончили и почему решили пойти на программу дополнительного образования?

– Про РЭШ я узнал в 10-11 классе и изначально планировал поступать на Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. К сожалению, мне не хватило одного балла на олимпиаде. В 2018 году я поступил в ИТМО на вновь открывшийся на тот момент факультет «Новый физтех». На мой взгляд, это один из самых сильных физических факультетов в Санкт-Петербурге. Такой выбор был обусловлен тем, что в старших классах я занимался олимпиадной физикой. Уже тогда я понимал, что подобное образование – это очень хорошая фундаментальная база для дальнейшего развития. То есть, если первое образование связано с математикой, физикой или программированием, а это серьезные профессиональные навыки, то с этим бэкграундом можно прийти в экономику и достаточно комфортно обучаться. Я не оставлял мечты пройти обучение в РЭШ и хотел поступить в Школу после окончания бакалавриата по физике.  

Почему я пошел на программу дополнительного образования, а не в магистратуру? Для этого было несколько причин. Во-первых, в самом конце четвертого курса мне по определенным обстоятельствам потребовалось взять академический отпуск, и я не смог закрыть бакалавриат в 2022 году. Поступать в магистратуру РЭШ без бакалаврского диплома я также не мог. В то же время на третьем курсе ИТМО я поступил в Computer Science Center. Это что-то наподобие ШАД, но в Санкт-Петербурге. В 2022 году компания JetBrains, которая была главным партнером центра, ушла из России. Закрылся и Computer Science Center, а всем студентам предложили поступить в ШАД без экзаменов. Таким образом, на конец 2022 учебного года я уже поступил в ШАД и в апреле взял академ в университете. Я посчитал, что это идеальные условия, чтобы податься на программу ЭАД в РЭШ. Чтобы поступить, мне нужно было сдать только английский язык. 

– Были ли какие-то трудности с поступлением?

– Со стороны ШАД проблем не было никаких, потому что я на тот момент два года проучился в похожем месте в Санкт-Петербурге, а пройденные курсы я смог просто перезачесть. 

Для РЭШ нужно было сдать только английский язык. У меня не было действующего международного сертификата, и в олимпиаде РЭШ я не участвовал. Оставалось только сдавать экзамен. 

Мой уровень английского тогда соответствовал обычному В2, а на подготовку у меня было примерно три месяца. Я решал разные варианты прошлых лет и смотрел курсы, усиленно вспоминал академический английский.

– Что из себя представляет экзамен?

– Экзамен напоминает классический IELTS, но без устной части. Тест проходил онлайн и включал в себя несколько блоков. Был блок на аудирование из 3 вопросов и был тест с множественным выбором по грамматике, лексике, чтению и так далее. 

– Трех месяцев на подготовку и университетской базы вам хватило для успешной сдачи экзамена? 

– Да. Английский у меня был не с нуля, поэтому хватило. Ранее я не сдавал международные экзамены наподобие IELTS и TOEFL, поэтому мне нужно было потренироваться и подготовиться именно к такому формату. 

В целом, мне кажется, намного сложнее попасть именно в ШАД. Там достаточно жесткая система отбора: нужно разбираться в математике, комбинаторике, теории вероятности, математическом анализе и, в принципе, уже что-то понимать в алгоритмах и программировании. Отбор устроен так, что сначала проходит отборочный этап, потом второй отборочный этап с задачами и дальше уже собеседование.

Я могу рассказать про опыт собеседования в Computer Science Center, потому что в ШАД оно примерно такое же. Сначала спрашивают про «твердые» навыки – устно задают задачку и смотрят, как человек ее решает и как он мыслит. Также дают задачку на программирование, то есть надо в режиме реального времени писать какой-то код и параллельно озвучивать свои мысли по этому поводу. И еще одна важная часть – это мотивация. На ЭАД недостаточно просто быть очень умным и образованным в плане математики и алгоритмов. Важно понимать, зачем нужно это образование, потому что для большинства оно бесплатное.

– Расскажите о процессе обучения.

– В РЭШ лекции и пары, как правило, проходят в первой половине дня. В ШАД занятия начинаются в 6 вечера. Там делается акцент на изучении математики, программирования, data science и так далее, а в РЭШ – на экономике.

На программе есть некоторый фиксированный список обязательных курсов, которые необходимо закрывать в РЭШ и в ШАД. Но существенные преимущества ЭАД – это возможность изучать курсы по выбору, то есть выбирать то, что нравится, и возможность закрывать чуть меньшее количество обязательных дисциплин, чем в РЭШ и ШАД по отдельности. Это не только позволяет экономить время, но и дает возможность выжить и в РЭШ, и в ШАД. Например, если независимо поступать в ШАД, то за один семестр нужно закрывать минимум три курса, а студентам совместной программы – только два. При этом в РЭШ у нас были практически те же курсы, что и на магистерской программе по экономике.

– Количество дополнительных курсов ограничено?

– Их количество ограничено только вашим желанием. На первом, втором и третьем модуле в РЭШ есть обязательные курсы, а дальше можно выбирать те дисциплины, которые вам понравятся. В принципе, если чувствуете в себе силы, можно взять абсолютно все курсы, но, мне кажется, это будет тяжело.

– А что с домашними заданиями? 

– В РЭШ действует модульная система обучения. То есть семь недель учимся, восьмая неделя – сессия. А в ШАД все курсы длятся семестр.

В ШАД вся оценка формируется за счет домашних заданий, и, как правило, экзаменов по предметам нет. В зависимости от курса, который вы выбрали, задания появляются либо раз в неделю, либо два раза в неделю, либо раз в месяц. Еще есть курсы, состоящие из блока лекций на месяц-полтора. По ним нужно сделать одну большую домашку.

В РЭШ домашки возникают каждую неделю, их нужно делать к следующему занятию. У каждой домашки и экзамена есть определенный вес, так устроена система оценивания (грейдинг). Задания обычно не очень объемные, но они идут часто, то есть все время нужно что-то делать.

– Получается, в РЭШ вы слушаете лекции вместе с магистрами? 

– Да, верно. По факту мы учимся вместе с магистрами. Однако в первом модуле у нас был один специальный предмет, который читался только для нашей программы, – «Математические методы в экономике». Все остальные курсы мы слушали вместе с магистратурой. Поэтому ЭАД – это возможность пройти практически всю магистратуру РЭШ. 

– В каком формате проходит обучение?

– В ШАД можно учиться дистанционно – подключаться по Zoom или смотреть лекции в записи. У меня не получалось часто ездить в ШАД. За семестр я бывал там раза 3-4. Сначала ты ездишь, знакомишься с людьми, но потом появляются домашки, их нужно делать, и времени не остается. То есть в ШАД мы бываем достаточно редко, а в РЭШ, наоборот, часто. Это связано с тем, что РЭШ предоставляет общежитие и, соответственно, достаточно комфортно ездить на кампус. Плюс некоторые курсы нельзя слушать дистанционно. В ШАД такой необходимости нет – все курсы транслируются, и, что немаловажно, записываются.

– Есть ли у студентов ЭАД возможность задать вопросы преподавателю при дистанционной форме посещения занятий? 

– Как в РЭШ, так и в ШАД по каждому предмету есть чат. Там можно задать любой вопрос и получить ответ либо от семинариста, либо от лектора. Если вы присутствуете на лекции онлайн, то вопрос можно задать сразу. 

– Как вы все успевает при таком интенсивном обучении?

– Это зависит от мотивации. Некоторые домашние задания можно сделать самостоятельно. Были некоторые курсы, которые мне были очень интересны, и самому хотелось разобраться в той или иной теме. 

В группах выполнение домашки обычно занимают меньше времени. Кроме того, когда вы решаете задачи с кем-то, вы их обсуждаете, и процесс усваивания материала происходит намного полезнее. Поэтому РЭШ и ШАД – это не только образование, но и сообщество. Люди, с которыми вы знакомитесь и учитесь в РЭШ и в ШАД – это классные, замечательные ребята и общаться нужно. 

– Какие знания, полученные за время обучения, вы считаете наиболее ценными для жизни и для развития карьеры?

– Это сложный вопрос. Нужно четко понимать, зачем вам это образование. Наверное, с ШАД на этот вопрос ответить проще, потому что это одна из самых сильных школ, которые дают прикладное образование в данной области. Относительно РЭШ могу сказать, что обучение проходит по программе магистратуры по экономике, а она изначально подразумевает подготовку к поступлению на PhD, соответственно, ряд курсов имеет более академический характер. Из образования в РЭШ я вынес знакомство с микро- и макроэкономикой, эконометрикой и так далее. Так как я по первому образованию физик, естественно, я ничего этого не знал. РЭШ позволяет за сжатые сроки углубиться в экономическую теорию и понять, как это работает. Это было интересно. 

Также в РЭШ были курсы, которые имели более прикладной характер. Как правило, это были курсы по выбору на втором году обучения. Например, мне очень понравилась «Эконометрика-3», которую нам читал профессор РЭШ Станислав Анатольев. Очень классно, все по делу. Курс развивает навык комплексной оценки данных и способность выбирать наиболее валидный метод работы с ними – как считать какие-то коэффициенты более правильно и доказывать свои результаты. Также я бы отметил курсы по оценке активов ‒ это деривативы и математические финансы. Сейчас у нас идет просто замечательный курс по экономике природных ресурсов. Еще мне очень понравились курсы по прикладному анализу временных рядов, по теории игр и по маркет-дизайну. В РЭШ много интересных курсов, но большая их часть сосредоточена на втором году обучения. Смысл всего первого года – изучить тот аппарат, который используется в экономике, а дальше смотреть, как он применяется на практике.

– Достигли ли вы поставленных целей, обучаясь на программе ЭАД?

– До РЭШ я мало знал о том, где можно работать и применять имеющиеся у меня знания. Так же я был в некотором вакууме от всего того, что называют «финансы». За время обучения я познакомился с различными сферами экономики. Теперь я более детально понимаю, что вообще происходит, кто и чем занимается. Я расширил свой кругозор в данной области и научился работать с некоторым математическим аппаратом, который используют экономисты. Я считаю это очень важным навыком, который я приобрел в РЭШ. Кроме того, я изначально хотел получить очень качественное образование по экономике, а Российская экономическая школа – это, на мой взгляд, лучшее место в России для ее изучения. 

Если говорить про ШАД, то там тоже очень много полезных прикладных курсов, которые необходимы для дальнейшей работы, связанной именно с анализом данных. 

– Можно ли совмещать обучение на программе с работой?

– Я работаю уже больше года и могу отметить, что совмещать учебу с работой очень сложно. Классно, если у человека есть возможность просто учиться и наслаждаться этим процессом.

Я выбрал другой путь. Я хотел работать в индустрии и применять полученные в процессе обучения навыки сразу. Это очень сложно и, наверное, не получается в полном объеме. Приходится постоянно искать компромисс между тем, какие курсы тебе нужно закрыть, и тем, что ты хочешь. Например, весь последний год я пытался максимизировать полезность образования в РЭШ и в ШАД и сохранить эффективность на работе. Я брал только те курсы, которые были по-настоящему интересны для меня, так как понимал, что времени нет. На каждой неделе нужно было поработать, сделать домашки, посмотреть лекции, закрыть дедлайны.  Получалось так, что в первую половину дня я слушал лекции в РЭШ, потом работал, вечером учился в ШАД, а потом делал домашки. Поэтому, если есть возможность не работать и получать все от этого образования, это замечательно.

– Расскажите о вашей работе.

– Я работаю аналитиком в отделе кредитования физических лиц департамента рисков «Тинькофф». Я строю модели машинного обучения, которые предсказывают риск наступления дефолта по клиенту, то есть ежедневно применяю те навыки, которые я получил на программе ЭАД. В большей степени те, которые получил в ШАД, но, так как это банк и риски, в любом случае нужно понимать, как это работает, были востребованы и те знания, которые дала РЭШ. Банк – значимая организация, поэтому необходимо учитывать достаточно много факторов, в том числе и макроэкономические эффекты, например.

– Кому вы посоветуете поступать на программу?

– Я бы посоветовал поступать на программу ЭАД людям, которые хотят закончить и РЭШ, и ШАД. Если поступать в магистратуру и в ШАД по отдельности, нагрузка будет нереальная. У меня, например, не получилось бы совмещать это с работой. Поэтому, если интересны экономика и анализ данных и нет какого-то бэкграунда в этих сферах, то ЭАД – это просто идеальный вариант. Если честно, я даже не знаю, есть ли какие-то альтернативы такому образованию. Я слышал о том, что есть программа по экономике и анализу данных у ВШЭ, но это бакалавриат. Людям после бакалавриата я бы посоветовал ЭАД. Это идеальная программа, чтобы собрать все сливки современного российского образования.

Напоминаем, что до 12 мая продолжается прием заявок на совместную образовательную программу РЭШ и ШАД Яндекса «Экономика и анализ данных». Узнать больше и заполнить анкету для поступающих вы можете здесь.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки