Перейти на старую версию сайта
Машинное обучение: лучшее из анализа данных — экономистам
Пн, 12 июля 2021

Машинное обучение: лучшее из анализа данных — экономистам

В этом учебном году на программе «Магистр экономики» (MAE) появился курс «Машинное обучение». Мы поговорили с директором программы Сергеем Измалковым и преподавателем этой дисциплины Евгением Соколовым о том, почему экономическим вузам не стоит недооценивать этот курс и как студенты смогут использовать его в любом карьерном треке. Подать документы на программу «Магистр экономики» вы можете до 20 июля.

Сергей Измалков о том, почему изучение машинного обучения в экономическом вузе — естественно

Мы готовим выпускников к работе в любой отрасли, будь то бизнес, финансы, академический или государственный сектор. И в любой из этих отраслей понадобится умение работать с данными.

Экономика – наука про людей, про то, как они себя ведут и как делают выбор. Когда специалисты видят, собирают и анализируют следы поведения человека, они могут лучше помочь ему определиться. Представим ситуацию: кто-то хочет понять, стоит ему инвестировать деньги в акции конкретной компании или нет. Он чувствует неопределенность — что будет с рынком? Что будет с этой компанией? Но решение принимать нужно. Скорее всего, этот человек прибегнет к опыту других людей, будет спрашивать знакомых, читать аналитику. Сколько человек уже вложились в эти акции? Что было после? Он попробует построить какую-то модель на основе чужого опыта, примерить его на себя и уже исходя из этого будет принимать решение. Экономика как наука анализирует опыт миллионов, чтобы один конкретный человек сделал правильный выбор.

Связь машинного обучения и экономики именно на этом стыке: нужно делать разного рода эмпирические исследования, обрабатывать данные, чтобы понимать, как думают и чем руководствуются в своих решениях люди и затем подсказывать им верные решения. Сейчас данных, на основе которых можно делать выбор, так много, что для их обобщения и проектирования моделей нужны свои инструменты. Естественно, что для более качественного анализа и более релевантных рекомендаций необходимо давать будущим экономистам передовые инструменты. Такие, как машинное обучение.

Евгений Соколов о сущности машинного обучения и своем взгляде на его связь с экономикой

Машинное обучение — большое направление в компьютерных науках, которое сейчас набирает обороты. Раньше, когда люди пытались какие-то задачи решать, они спрашивали экспертов: как вы это делаете? И пытались эти правила от экспертов запрограммировать, вложить в какую-то программу, которая будет давать рекомендации. Такой способ не работает, если мы хотим решать сложные задачи: ту же задачу перевода с одного языка на другой, распознавания речи, анализа изображения, анализа текста. Машинное обучение – это про другой подход к таким задачам. Он предлагает не пытаться понять, как люди их решают, а просто взять данные, примеры того, как они с ними справляются, и использовать их.

Одно из ключевых применений машинного обучения в индустрии – автоматизация рутинных задач. Например, автоматические ответы на типичные вопросы, системы для распознавания документов, автоматическая модерация чего-либо. Это экономит время и помогает повысить производительность. Второе – персонализация. Используя автоматические алгоритмы можно строить персональные рекомендации для покупателей, на основе их данных предлагать им то, что они точно приобретут. Третье – прогнозирование. Многим ритейловым сетям нужно качественно прогнозировать спрос, планировать закупки, и машинное обучение там также активно используется.

Как в MAE появилось машинное обучение

Сергей Измалков: «Курсов, которые касаются работы с данными, на программе «Магистр экономики» уже было достаточно. В частности, курсы эконометрики покрывающие  классические методы, которые появились и появляются в процессе развития экономики и объясняют, как с различными данными работать. Также есть курс микроэконометрики, курс эмпиричесной индустриальной организации, курс макроэконометрики и многие другие. Есть эмпирические составляющие и в отдельных направлениях, например, в прошлом году был видео-курс «Эмпирика  общественного сектора»Как здесь оказалось «Машинное обучение»? Это огромная область с огромным количеством приложений и методов работы, которые наверняка пригодятся выпускникам, в какой бы сфере они не захотели себя реализовать. Эта дисциплина — «молоток», с помощью которого можно идти работать с большими данными, даже если они плохо структурированы. Еще одна скрытая возможность — строить модели и «предсказывать» нужные показатели исходя не из знаний экономической теории, а из закономерностей внутри самих данных. Они окажутся релевантными, поскольку сформированы на основе эмпирического опыта».

Из чего состоит курс и почему изучать его трудно

Евгений Соколов: «Я веду на MAE два курса. Первый – «Машинное обучение», он идет модуль, в неделю две лекции, один семинар. Это классический курс по машинному обучению, где мы изучаем, что оно в себя включает, разбираемся с базовыми методами, на семинарах студенты с преподавателем узнают, как это применить с помощью Python. Особенность курса − мы даем довольно много домашних заданий, и практических, и теоретических. У меня такой принцип, который, наверное, есть у всех преподавателей на MAE: все, что мы изучили на лекциях, нужно попробовать на практике, иначе непонятно, зачем мы это изучали. Студентам непросто, задания сложные, но это обучение через “переламывание” себя — самое эффективное, нужно делать то, что тебе сложно, тогда ты развиваешься. Так этот курс и устроен.

Вторая дисциплина – это глубинное обучение, где мы разбираемся с нейронными сетями Курс тоже идет один модуль. В этом году я в первый раз его читал в РЭШ. Он немного по-другому устроен, там чуть меньше лекций, но чаще − два раза в неделю − проходят семинары. Он более практический, там больше надо научиться использовать инструменты и ставить эксперименты, но структура такая же – много домашних заданий, теория, практика. 

Чтобы освоить эти предметы, нужна математическая база, классический набор: математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей, немного статистики и программирование. Все эти знания уже есть у студентов MAE, не так давно даже был введен отдельный курс по Python. Еще у студентов есть очень крутое свойство, без которого тоже никуда, – они готовы очень много работать. Какое задание им ни даешь — готовы изучать, стараться. С ними очень интересно на лекциях – они задают много вопросов, активные, не стесняются спросить. Я и сам узнаю много нового, когда работаю с ними».

Как студенты могут использовать полученные навыки и почему то, что преподаватель не связан с экономикой как наукой — плюс

Сергей Измалков: «На курсе «Машинное обучение», как впрочем, и на любом другом курсе MAE, студенты в первую очередь учатся разным способам думать. Учатся методам размышления, методам построения моделей, в том числе эмпирических. Ключевой момент именно про анализ, про понимание того, где какие способы решения задач работают, как они работают, как их можно комбинировать и применять, как оценивать.

Еще было важно показать студентам другой взгляд. Считаю ценным, что курс читает преподаватель, не связанный с экономикой как наукой, — он показывает, как можно мыслить иначе, как можно взглянуть на проблему другим способом. И решить ее другим методом».

Евгений Соколов: «Ни разу не сталкивался с проблемами, связанными с тем, что учу студентов не профильной специальности. В целом, поскольку наука у нас более математическая, она учит мыслить более абстрактно. В начале курса студенты у меня часто спрашивают: «А если я хочу это в экономике применять, то как?». Потом к концу становится понятно, что если выйти на уровень абстракции чуть выше, то более-менее во всех областях, именно с точки зрения математики, задачи решаются одинаково, нужно просто уметь такие аналогии проводить.

Если говорить о том, зачем студентам экономических вузов этот курс, то причин несколько. Первая — чтобы общаться с программистами и специалистами data science и машинного обучения на одном языке. Очень здорово, если ты data scientist, а люди, которые ставят тебе задачи, сами понимают, что можно, а что нельзя, какие существуют ограничения, в каком случае за задачу лучше не браться; если они понимают, как измерять качество. Вторая — этот навык позволяет видеть, где в своей работе можно применить методы машинного обучения и инициировать проекты, где принимаются решения на основе данных. Третья — быть более востребованным специалистом в своей области. Сейчас все сильнее размывается граница между профессиями. Даже если ты решаешь в основном экономические задачи, работа будет гораздо эффективнее, если ты сможешь сам построить модель, провести анализ, подготовить рекомендации на основе данных. На рынке это очень важно и очень ценится».

Подать документы на программу «Магистр экономики» вы можете до 20 июля.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки