«Наша главная цель — научить студентов проводить высококачественные исследования», — содиректора аспирантуры РЭШ рассказали о программе
Ср, 16 июля 2025

«Наша главная цель — научить студентов проводить высококачественные исследования», — содиректора аспирантуры РЭШ рассказали о программе

В этом году состоится уже третий набор в аспирантуру РЭШ. Мы поговорили с содиректорами программы профессором Озгуром Эвреном и профессором Дмитрием Дагаевым и узнали, как проходит обучение нынешних аспирантов и какие темы для исследований они выбирают, а также попросили их рассказать, что изменилось в образовательной программе с открытием новых специализаций и как подготовиться и поступить в аспирантуру РЭШ.
  

Кто сейчас учится в аспирантуре РЭШ и кого вы ждете на программе? 

Озгур Эврен: «Аспирантура РЭШ — это трехлетняя программа с очень четкими и строгими требованиями к публикациям. Здесь вам действительно нужно полностью посвятить себя исследованиям. Это означает, что вы должны, во-первых, быть готовыми к этому морально, а во-вторых, приложить все усилия, чтобы сделать исследование того уровня, который мы ожидаем. Мне кажется, эти требования также говорят и о том, какой тип абитуриентов мы ждем и кому я бы рекомендовал аспирантуру РЭШ.

Мы ожидаем абитуриентов либо с хорошим экономическим образованием, либо с сильной технической базой в других областях: математике, физике, инженерии. У таких абитуриентов есть хорошее знание математики, статистики и пр., поэтому одновременно с интенсивным изучением экономических курсов, они смогут начать заниматься экономическими исследованиями. И, конечно, абитуриентам должны быть интересны исследования. 

Кроме того, с этого года мы принимаем в качестве вступительных результаты экзамена GRE. Это было сделано во многом потому, что мы также заинтересованы в иностранных студентах, в том числе из стран Азии.

Кто учится в аспирантуре РЭШ? У нас есть студенты, которые работают в частном секторе, например, в исследовательских отделах банков. У них уже есть степень магистра и им не обязательно проходить интенсивные курсы на первом году обучения. Студентам, у которых нет степени по экономике, при поступлении на программу потребуется пройти обучение экономике, что, вероятно, затруднит совмещение с работой в другом месте. В остальном мы открыты для студентов, которые уже работают в частном или в государственном секторе, или где-либо еще, где им могут быть полезны экономические исследования. 

Некоторые из наших нынешних студентов уже начали подавать заявки в журналы, поэтому, надеюсь, скоро мы начнем получать первые публикации. Но наша главная цель на программе с академической точки зрения — научить студентов проводить высококачественные исследования. Если вы работаете в частном секторе, то исследования могут быть для вас второстепенной задачей в долгосрочной перспективе. Поэтому на практике мы можем различать студентов и наши исследовательские требования, по крайней мере, на уровне стипендий. Обычно студенты, которые стремятся получить академическую степень и полностью посвящают себя учебе, получают полные стипендии, и, чтобы сохранить их, им нужно соответствовать более высоким исследовательским критериям. Я имею в виду то, что мы используем механизм стипендий для градации студентов в зависимости от их карьерных целей».

Были ли случаи, когда студент отказался от работы, чтобы уделить больше времени исследованиям и обучению?

Озгур: «Этого не произошло, но по крайней мере один студент думал об этом. На мой взгляд, финансовая поддержка, которую мы предлагаем студентам очной формы обучения, достаточна для поддержания достойной жизни. Им доступны: базовая стипендия в размере 50 000 рублей и 25 000 рублей для тех, кто снимает комнату в общежитии. То есть базовый ежемесячный доход студента составляет 75 000 рублей в месяц. Кроме того, у аспирантов РЭШ есть возможность увеличить свой доход, работая ассистентом исследователя или ассистентом преподавателя».

Какой средний доход может получить аспирант РЭШ во время обучения, если он работает ассистентом исследователя или ассистентом преподавателя? 

Озгур: «Доход аспиранта на этих позициях будет зависеть от количества отработанных часов и типа выполняемых работ. Помощник профессора получает в среднем около 600 рублей в час. В среднем заработать можно порядка 30 000 рублей в месяц. Ставка за работу на позиции ассистента исследователя определяется профессором. В любом случае это будет существенной прибавкой к стипендии в 50 000 рублей и гранту на оплату общежития в размере 25 000 рублей. Таким образом, средний доход студента аспирантуры РЭШ очной формы обучения составит около 100 000 рублей в месяц. Но не стоит забывать, что работа ассистентом преподавателя или исследователя — это довольно нестабильный источник дохода. В отдельные месяцы у вас может не быть работы». 

Вы упомянули, что нынешние аспиранты РЭШ уже готовят статьи и подают заявки в журналы. Можете ли вы привести примеры тем и областей, которые затрагивают их работы?

Озгур: «Прямо сейчас у нас есть два студента, которые проводят макроэкономические исследования, связанные с политикой центральных банков. Один студент занимается исследованием финансовых рынков».

Дмитрий Дагаев: «Один из наших студентов второго курса проводит исследование факторной производительности фирм в поздней имперской России». 

Озгур: «История экономики России и других стран — это одна из областей, в которой мы сильны с точки зрения преподавателей. Многие из них интересуются этим направлением, и оно может быть привлекательным для наших студентов. Помимо этого, у нас было два студента, изучающих микроэкономику. Один — больше в теоретической области, другой — в прикладной. Все это справедливо отражает текущее распределение преподавателей в аспирантуре РЭШ: у нас есть финансовые исследователи, исследователи макроэкономики, микроэкономисты. Пока у нас нет студентов, занимающихся исследованиями в области эконометрической теории. Надеюсь, в следующем году  появятся и такие студенты.

В принципе, у нас нет ограничений в плане исследовательских возможностей и в таких областях, как бухгалтерский учет и маркетинг, но программа ориентирована на экономику». 

Если мы говорим о подготовке статей для разных журналов, какую поддержку РЭШ оказывает в этом процессе и какие журналы рекомендуются для аспирантов? 

Озгур: «Поддержка со стороны РЭШ в этом вопросе — это сам процесс научного руководства. Студент проводит исследование самостоятельно, но на каждом шагу он получает определенную поддержку от профессора РЭШ. Определение исследовательского вопроса, применение методологии, интерпретация результатов, какие еще результаты необходимы и пр. — весь исследовательский проект контролируется профессором. 

Как только у студента появляются результаты, остается изложить их в статье. На этом этапе студент может обратиться в Центр устной и письменной коммуникации РЭШ, где ему помогут с редактированием и оформлением материала. Что касается выбора наиболее подходящих для публикации журналов, здесь аспирантам на помощь приходят научный руководитель и руководители программы, в частности мой коллега — профессор Дмитрий Дагаев. Журналы ранжируются в соответствии с их качеством и тем, насколько они требовательны к авторам. Очевидно, что опубликоваться в журнале с высокими требованиями для студента будет сложнее. Если он уверен в качестве и важности своих выводов, то он может попробовать, но в 95% случаев журнал отклонит статью. С другой стороны, если вы отправляете статью в журнал с очень низким рейтингом, то это не окажет большого влияния на вашу карьеру, потому что это журнал, который принимает очень много статей, и вы не будете выделяться. 

При выборе необходимо учитывать и направленность журнала —  некоторые журналы являются теоретическими, некоторые — эмпирическими, некоторые сосредоточены на финансах и т. д. Здесь задача научного руководителя и директора программы — направить студента к поиску правильного журнала для конкретной статьи.

Также важно понимать, что процесс рецензирования занимает определенное время: иногда редактор журнала сам проверяет статью, иногда отправляет ее рецензентам и т. д. Следовательно, каждая попытка опубликоваться является дорогостоящей с точки зрения времени, поэтому очень важно правильно выбрать журналы». 

Дмитрий: «Должен быть некий компромисс между публикацией в ведущих журналах и окончанием аспирантуры через три года, и каждый студент должен это учитывать. Сначала вы не захотите недооценивать свою работу и захотите найти наилучший из возможных журналов для своей рукописи. Но это может привести к ситуации, когда аспирантура через 3 года не сможет выдать вам сертификат об окончании программы, потому что у вас не будет необходимых трех публикаций к концу третьего года. Поэтому мы мотивируем студентов тщательно продумывать свою стратегию публикации. Это важная часть академической карьеры — научиться не только получать результаты исследований, но и правильно выбирать наилучшую стратегию публикации в зависимости от ваших целей, от того, находитесь ли вы на рынке или у вас уже есть постоянная должность, или какая-то другая точка вашей академической карьеры. 

Поскольку существуют формальные критерии для диссертаций, мы мотивируем студентов публиковаться в тех журналах, которые будут засчитаны для их степени кандидата наук. Студент всегда может спросить нас о формальных требованиях в том или ином журнале. Мы обязательно поделимся нашим опытом, и это также является ценной поддержкой для студентов».

Как проводятся исследования? Какие этапы включает этот процесс? 

Дмитрий: «Сначала каждый аспирант общается со своим научным руководителем. Практически каждый профессор или преподаватель РЭШ, активно занимающийся исследованиями, может выступать в качестве научного руководителя. Самым важным вопросом при выборе является соответствие интересов студента и интересов профессора. Поэтому каждый студент всегда может написать электронное письмо тому или иному профессору и спросить о потенциальном научном руководстве. У нас есть 27 штатных преподавателей и профессоров и есть 15 лекторов (полный список научных руководителей аспирантов РЭШ). Каждый из них доступен, и с каждым из них можно обсудить потенциальные темы исследований. Это самая важная часть академической программы в РЭШ, потому что научный руководитель, как упомянул Озгур, определяет проблемы и обозревает общий процесс достижения успехов в исследовании. Многие из наших студентов еженедельно встречаются с руководителями, обсуждают, что уже было сделано и ставят новые задачи. Руководитель может также подсказать, какие проблемы имеют наибольший потенциал, а какие не так интересны для академического сообщества. Он делится своим опытом, и цель студента — взять от этого как можно больше. Тем не менее, в конечном счете ответственность за достижение прогресса в исследовании лежит на самом студенте. Наши самые активные аспиранты уже к концу первого года имеют научные тексты, которые направляют в журналы».  

Озгур: «Как показывает ответ Дмитрия, аспирантура РЭШ — это исследовательская программа. Все мероприятия здесь ориентированы на исследования. Прежде всего у нас есть исследовательский семинар с двухнедельными встречами. На нем студенты обсуждают свои идеи не только со своим руководителем, но и с более широкой аудиторией. Это нечто вроде мозгового штурма — общение и обсуждение, благодаря которым студент может получить дополнительные комментарии от ведущего эксперта в этой области. Насколько мне известно, ректор РЭШ Антон Суворов также посещает эти встречи. Исследовательский семинар — это обязательная часть программы. Мы хотим, чтобы все наши студенты регулярно участвовали в этом мероприятии и получали проходные баллы. 

Кроме того, каждая программа PhD направлена ​​на подготовку специалистов, способных преподавать. Поэтому помощь в преподавании — это то, чего мы ожидаем от наших студентов, к тому же это дополнительный источник дохода для них. Если студент работает, очевидно, мы не будем просить его много преподавать. Но в остальных случаях мы рассматриваем это как часть академической подготовки. Мы ожидаем, что студенты будут работать в качестве ассистента преподавателя и помощника исследователя.

Помощь в исследованиях — это также оплачиваемая работа, где вы выполняете связанные с исследованиями задания конкретного профессора, который может быть вашим научным руководителем или любым другим профессором, который заинтересован в помощнике. Такая работа улучшает исследовательский опыт аспиранта и поэтому является важной частью программы.

У нас также есть кандидатские экзамены, которые аналогичны квалификационным экзаменам зарубежных университетов. Без них получить ученую степень кандидата наук в России не получится. И это еще одна неотъемлемая часть программы».

Когда студенты сдают кандидатские экзамены и что они из себя представляют?

Дмитрий: «Кандидатские экзамены организуются на втором году обучения. Однако студент может подать заявку на сдачу одного, двух или даже трех экзаменов уже на первом году. 

Наши кандидатские экзамены предназначены для оценки готовности студентов к академической карьере и поэтому организованы так, что не предполагают заучивания большого количества тем наизусть. Например, такой экзамен по экономике проходит в форме лекции, которую студент читает аудитории, и призван показать, готов ли аспирант к преподаванию. На лекции экзаменуемый обсуждает не только классические темы, но и то, как эти темы связаны с его исследовательской программой, потенциальными направлениями развития этой области и пр. Это интересная процедура как для студента, так и для комиссии.

Кандидатский экзамен по истории и философии науки также призван не только дать обзор истории, но и рассказать о процессе развития науки. Например, в этом году некоторые из наших студентов поделились мнением, что курс по истории и философии науки дал им дополнительные знания о повседневной жизни профессора, о том, зачем публиковаться в журналах, зачем выступать на конференциях, как получить финансирование из научных фондов, включая Российский научный фонд. Все эти вопросы являются неотъемлемой частью академической карьеры. Когда вы посещаете курсы и занятия, вы зачастую сосредотачиваетесь на твёрдых (технических) навыках, но также важны и некоторые мягкие навыки. Вы должны научиться знакомиться с работами других профессоров, общаться с другими профессорами, знать, что делать во время кофе-брейков на конференциях и пр. Это неотъемлемая часть коммуникации, необходимой для академической карьеры».

Расскажите о поступлении в аспирантуру РЭШ

Озгур: «Первая часть поступления — это экзамены. Есть несколько типов тестов, результаты которых мы принимаем: Олимпиады РЭШ, GRE и экзамены, подготовленные руководством аспирантуры РЭШ. Наши собственные экзамены — это в основном проверка экономической подготовки студентов, того, насколько они знакомы с курсами, которые мы читаем на нашей магистерской программе. Они также подойдут тем абитуриентам, которые хорошо знают экономику. Образцы экзаменов прошлых лет будут опубликованы на сайте, чтобы студенты могли проверить себя. Остальные виды вступительных экзаменов не требуют никакого экономического образования. Например, с этого года мы принимаем результаты Олимпиады РЭШ для программы «Магистр экономики». Это довольно сложный тест, и, если вы получите хороший балл, это будет доказательством того, что вы можете заниматься математикой.

Следующий этап поступления — это собеседование, на котором мы пытаемся понять, насколько абитуриент готов к исследованиям и сможем ли мы найти для него подходящего научного руководителя. Главный вопрос здесь в том, чтобы сферы интересов студента и потенциального научного руководителя совпадали. Чтобы проверить это, мы также просим предоставить мотивационное письмо, в котором абитуриент должен описать свои исследовательские планы и рассказать, есть ли у него контакт с профессором, который может помочь ему в качестве руководителя.

Также мы требуем рекомендательные письма от профессора РЭШ или внешнего профессора, который знаком с прошлыми исследованиями или курсовыми работами абитуриента. Очевидно, что рекомендации от профессоров РЭШ могут помочь больше, потому что именно они будут выступать в качестве научных руководителей. Конечно, если студент пришел без экономического образования, но имеет сильную техническую подготовку, мы возьмем его, и, вероятно, через три-четыре месяца он сможет найти профессора, который станет его научным руководителем. Но, если студент пришел с экономической программы, то нас больше будут интересовать его исследовательские идеи и то, сможем ли мы найти для него подходящего профессора. Это важная часть процесса оценки».

Как подготовиться к собеседованию и написанию мотивационных писем?

Озгур: «Большинство студентов в мотивационном письме готовы сказать что-то вроде: «Я  заинтересован в изучении экономики и того-то, потому что…». Но это не то, что мы ожидаем. Под мотивацией мы имеем в виду то, чем вы планируете заниматься в аспирантуре РЭШ: есть ли у вас четкая программа исследований, какой тип исследований вас интересует, кто, по-вашему, может руководить вашим исследованием. Это самое важное, что мы попытаемся узнать из мотивационного письма и во время собеседования. И, конечно, во время собеседования мы также можем попытаться проверить ваш уровень подготовки и насколько вы готовы выполнять такого рода исследования. Сначала вы расскажете о своих исследовательских идеях, затем мы зададим вопросы, связанные с этими идеями и уже опубликованной литературой на эту тему и, возможно, технические вопросы, чтобы увидеть, готовы ли вы технически выполнить тот тип исследования, который заявляете. Универсального способа подготовиться к собеседованию нет. 

На собеседовании со студентами-экономистами мы в основном попытаемся проверить, действительно ли они готовы к исследовательской программе, которую заявляют. В случае же с абитуриентами из других областей мы понимаем, что у них нет четкой программы в экономике, и нас больше будет интересовать, насколько они сильны технически, соответствуют ли их технические навыки определенному типу экономических исследований и достаточно ли хорошо они понимают, во что ввязываются».

Есть ли у вас аспиранты, окончившие  технические вузы?

Озгур: «Пока нет, но мы заинтересованы в таких абитуриентах. Если вы хороший студент-математик, вы можете пойти на множество разных программ. Так что в этом случае нас будет интересовать, почему вы выбрали именно экономику». 

В этом году значительно расширен пул специализаций, доступных абитуриентам аспирантуры РЭШ. С чем связано появление новых направлений обучения и какие возможности это открывает перед студентами?

Озгур: «На самом деле, особых изменений с точки зрения структуры программы с запуском новых специализаций не произошло. Общий пул дисциплин остается прежним, за исключением рекомендуемых студентам факультативных курсов. С точки зрения исследований ничего не меняется. Все новые области на самом деле уже были доступны нашим студентам в той мере, в которой наши профессора могли их курировать. То есть это не повлияло на доступные темы исследований. В то же время изменения коснулись кандидатских экзаменов. В частности, тем экзаменов. Например, если вы выбрали финансовую специализацию, кандидатский экзамен будет сосредоточен на финансах».

Дмитрий: «Аспирантура – это образовательная программа, которая ведется по определенному направлению. До 2025 года образовательная программа аспирантуры РЭШ реализовывалась по направлению 5.2.1 «Экономическая теория». В паспорте этого направления описаны темы, которые оно включает, а те исследования, которые проводит студент, должны соответствовать этим темам. Несомненно, для РЭШ экономическая теория является ключевой специализацией, но мы понимаем, что студенты аспирантуры могут быть заинтересованы в реализации своих исследований и по другим направлениям. С формальной точки зрения расширение пула специализаций — это приведение к более точному соответствию тех тем, над которыми работают наши аспиранты, к номеру специализации, с которым им будет проще защищать свою кандидатскую диссертацию в соответствующем диссертационном совете. 

Есть три сущности: специализация образовательной программы, по которой обучается аспирант, тема его диссертации и специализация диссертационного совета, в которую аспирант понесет свою диссертацию. В идеальной ситуации эти три сущности для одного аспиранта должны совпадать. Например, аспирант пишет диссертацию по экономической теории, обучается на программе по экономической теории, сдает кандидатские экзамены по экономической теории и идет в диссертационный совет по экономической теории. В этом случае к нему вряд ли где-то возникнут вопросы. Но, если аспирант проводил исследование по финансам, обучаясь по направлению «Экономическая теория», то какие-то диссертационные советы, в которые бы аспирант пришел с диссертацией, могли бы очень удивиться. И возник бы спор на тему того, является ли диссертация, которую написал аспирант, диссертацией по экономической теории или по финансам.

Чтобы помочь аспирантам избежать такого рода споров, в аспирантуре РЭШ были созданы новые специализации. Содержательно процесс обучения на них меняется минимально. Отличия будут лишь в нескольких элективных курсах, которые студенты должны прослушать по соответствующим специальностям. Кроме того, в справках о сдаче кандидатских экзаменов будет уточнена специализация, по которой аспиранты будут ее сдавать. Соответственно, если студент хочет выбрать специализацию по финансам в аспирантуре РЭШ, ему впоследствии не нужно будет идти в диссертационный совет по экономической теории и доказывать, что его диссертация – это диссертация по экономической теории, а не по финансам. Он сможет легко пойти в диссовет, который принимает диссертации по специализации финансов. 

Таким образом, внедрение новых специализаций делает аспирантуру РЭШ более гибкой». 

Напомним, что подать документы в аспирантуру РЭШ вы можете, заполнив онлайн-анкету.


Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки