Перейти на старую версию сайта
«Не нужно сомневаться, нужно поступать в Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ», — Татьяна Павлова, BAE’2024, ведущий эксперт в Счетной палате РФ
Пт, 15 ноября 2024

«Не нужно сомневаться, нужно поступать в Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ», — Татьяна Павлова, BAE’2024, ведущий эксперт в Счетной палате РФ

Традиционно часть выпускников Совместной программы ВШЭ и РЭШ выбирают карьеру в государственном секторе. Так поступила и Татьяна Павлова — выпускница 2024 года. Сегодня Татьяна — ведущий эксперт по количественным методам в Департаменте исследований методологии Счётной палаты Российской Федерации. Она отмечает, что РЭШ дала ей все необходимые для развития в данной области знания и навыки. Мы попросили ее рассказать, каким было ее обучение на Совбаке, как оно повлияло на выбор карьерного пути и что бы она посоветовала тем, кто сейчас выбирает подходящий вуз и программу.

Если вы хотите узнать больше об уникальной программе двух вузов-лидеров экономического образования в России, приходите на весенний День открытых дверей Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Предрегистрация уже открыта.

Расскажи, как ты узнала о Совместной программе и почему выбрала именно ее?

В 10-м классе я готовилась к ЕГЭ и планировала поступать на экономический факультет Высшей школы экономики. В это же время во Владивостоке, где я жила, в Дальневосточном федеральном университете открылась совместная программа с ВШЭ, на которой преподавали профессора высокого уровня, в том числе и из РЭШ. Мне удалось попасть на некоторые из их лекций. Так я узнала о существовании такого прекрасного университета, как Российская экономическая школа, и о программе Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Уже после окончания 10-го класса мне удалось попасть в Летнюю экономическую школу. Многие из ребят, которые там преподавали и ассистировали, учились на Совбаке. Общаясь с ними, я еще больше заинтересовалась РЭШ: начала слушать подкасты и смотреть лекции профессоров на YouTube-канале Школы. Они мне очень понравились. Я поняла, что в РЭШ работают настоящие профессионалы, и мне очень захотелось у них поучиться. Также я узнала, что поступить на бюджет можно, победив во Всероссийской олимпиаде школьников. За два года я подготовилась, получила призовое место и поступила на Совбак.  

Насчет альтернатив я даже не думала — настолько велико было мое желание попасть именно на эту программу.

Каким было твое обучение на программе? 

Обучение было очень насыщенным. Первый курс оказался для меня очень сложным — это совершенно другой ритм учебы, и нужно было к этому привыкнуть. И здесь я бы хотела сказать большое спасибо моим преподавателям и однокурсникам. Они все всегда были открыты к диалогу — можно было попросить о встрече или созвониться, чтобы обсудить все непонятные темы. Мне кажется, в этом и есть одна из основных особенностей РЭШ — здесь ты ощущаешь себя частью большой и дружной семьи, в которой ты всегда можешь найти поддержку. 

Какие курсы запомнились тебе больше всего и больше всего востребованы в твоей профессиональной деятельности? 

Мне очень понравилась Макроэкономика-1. Этот предмет был мне интересен ещё в школе, когда я готовилась к Олимпиаде. На Совбаке курс начался не с базовых основ. Мы  пошли немного дальше —  разбирали современные исследования и наиболее современные подходы к макроэкономике. Преподаватель часто рекомендовал какую-то дополнительную литературу и всегда был открыт к диалогу, если возникали вопросы. В любой момент к нему можно было подойти и обсудить что-то. Это было очень интересно. Я достаточно хорошо окончила курс и потом даже работала грейдером (прим. ассистент преподавателя, который занимается проверкой и оцениванием работ студентов) по нему.

Для моей текущей работы наиболее полезным оказался курс по микроэконометрике.  На нем мы проходили квазиэкспериментальные методы, которые помогают наиболее точно выявлять причинно-следственные связи. Для его освоения была необходима база: знания в математическом анализе, теории вероятностей, математической статистике и эконометрике.

Как ты поняла, в какой сфере хочешь работать? Какую роль в карьерном самоопределении и последующем трудоустройстве сыграли РЭШ и Совместная программа? 

Я часто ходила на встречи, которые организовывал Центр карьеры. Особенно мне нравились мероприятия, которые помогали развивать «мягкие» навыки. На них нас готовили к прохождению интервью, учили правильно составлять резюме. Также ЦРКЛ (прим. Центр развития карьеры и лидерства) предоставлял возможность пройти тренировочное собеседование с теми, кто уже работал в индустрии. Это был отличный способ узнать о своих ошибках и получить рекомендации относительно того, как лучше себя представлять. Еще у студентов была возможность включить свое резюме в CV-book (ежегодный электронный сборник резюме студентов и выпускников РЭШ), который рассылается в различные компании. Я такой опцией не воспользовалась, но, мне кажется, это очень здорово, что Школа помогает студентам устраиваться на работу таким образом.

Мне всегда нравилось заниматься исследованиями. Я занималась ими на протяжении четырех лет обучения на программе. А в трудоустройстве мне очень помог мой научный руководитель — Евгений Яковлев. У меня была достаточно прикладная тема дипломной работы — влияние медицинской инфраструктуры на смертность. Однажды мы с ним обсуждали, что это очень похоже на оценку госпрограмм, и он подсказал, где я смогу применить мои навыки наилучшим образом.

Расскажи о своем пути в профессии 

Первым местом работы для меня стал Центральный банк. На третьем курсе я проходила там стажировку. Мне очень понравилось, но ЦБ ориентирован на сферу макроэкономики, а мне хотелось применять методы эконометрики и узнавать что-то новое в различных областях. 

Сейчас я работаю ведущим экспертом по количественным методам в Департаменте исследований методологии Счётной палаты Российской Федерации. В мои обязанности входит оценка эффективности государственных программ и выявление причинно-следственной связи —  как и на что повлиял тот или иной проект. Это очень интересно, во-первых, потому что здесь я могу применять свои знания по эконометрике, а во-вторых, потому что эта работа заставляет нестандартно думать и предлагать нестандартные решения. Если применять обычные методы эконометрики, мы можем столкнуться с проблемами обратной причинности или ложных связей. Чтобы бороться с этим явлением, необходимо придумывать, какой квазиэкспериментальный метод лучше применить в той или иной ситуации. Более того, исследования ведутся в разных областях, что позволяет переключаться и постоянно узнавать что-то новое. 

Еще мне очень нравится коллектив. В нашем департаменте достаточно много выпускников РЭШ и МГУ. Мы всегда обсуждаем подходы, которые будем использовать, учимся чему-то новому вместе, и, мне кажется, это очень полезно для нашего будущего.

Помимо эконометрики, какие ещё знания, методы и навыки, полученные на Совбаке, ты используешь в работе? 

Самый главный навык, который дает Совбак, — это умение нестандартно мыслить и придумывать что-то новое. Кроме того, после получения диплома появляется уверенность в том, что если ты смог успешно окончить программу, то ты сможешь все, и можно подходить к любой задаче, не боясь. 

Если говорить о прикладных навыках, то недавно мне очень сильно пригодился курс Герхарда Тевса, связанный с экономикой окружающей среды. Один из подходов, который мы обсуждали на лекциях, на мой взгляд, очень хорошо вписывался в то, чем мы занимались. Я даже выходила на связь с Герхардом. Он откликнулся и скинул мне несколько учебников, чтобы я смогла углубить свои знания в этой сфере. 

На самом деле, мне кажется, что любые курсы, связанные с экономикой, расширяют кругозор и помогают лучше понимать любые экономические процессы. Эконометрика — это просто инструмент. Чтобы его применять, необходимо понимать, как работают процессы в данной сфере. Мы заранее должны прогнозировать, например, знак влияния одной переменной на другую. Для этого нужен широкий кругозор, умение делать выводы и строить прогнозы.  

Если же говорить о мягких навыках, то на курсах у нас было достаточно большое количество выступлений. На лекциях в группах было не очень много народу, и преподаватели всегда старались предоставить возможность выступить каждому студенту.  Конечно, это всё было по желанию, но на одних курсах это поощрялось дополнительными баллами, а на других преподаватель просто мотивировал больше отвечать. Это очень хорошо помогает преодолеть стеснение и в дальнейшем не бояться предлагать новые идеи. Также в РЭШ иногда бывают очень сложные задания, которые можно обсуждать в группах. Это очень здорово развивает навыки работы в команде. 

Скажи, пожалуйста, а какой у тебя сейчас уровень нагрузки? Как ты считаешь, какие навыки и умения помогают молодым специалистам расти в профессии? 

У меня нормированный график с 9 до 6. И в целом мой руководитель против переработок. Мне кажется, что уровень моей загруженности в рабочее время примерно такой же, как и был в РЭШ. А если смотреть по часам, то он даже стал немного меньше, потому что в РЭШ мы учились и днем, и ночью.

Чтобы расти, нужно постоянно изучать что-то новое, применять новые методы. Мы даже устраиваем на работе семинары на эти темы. Например, если я применила какой-то новый подход в работе, я могу организовать семинар и рассказать всем об этом. Например, недавно я проводила такой семинар на тему синтетического Diff & Diff (Synthetic Difference-in-Differences — метод проверки гипотез при помощи сравнения значений метрики  с использованием весов для создания условия параллельности трендов контрольной и тритмент-групп в разные периоды времени до внедрения изменений в тритмент-группу и после), который придумал и первый раз использовал выпускник РЭШ Дмитрий Архангельский в 2021 году. 

Мне кажется, для развития в профессии нужно не стоять на месте, быть открытым к новым знаниям, стараться их получать, изучать и обсуждать со своим коллективом. 

Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас выбирает вуз и программу? 

Не нужно сомневаться, нужно поступать в Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Помимо профессоров-профессионалов, самое главное преимущество Совбака — это, конечно, сообщество. Даже мое участие в этом интервью тому подтверждение. Еще очень здорово, что после выпуска мы все заполняли заявку, в которой писали о своих навыках и о том, где мы работаем. Мы всегда можем обратиться к этой базе при необходимости. Это очень здорово и удобно. Также я хотела бы сказать, что профессора подходят к обучению со всей душой. Кроме того, на курсе всегда не очень много людей, поэтому профессор может обратить внимание на каждого. А если что-то непонятно, всегда можно это обсудить. 

Хочу отметить и работу учебного офиса. Его сотрудники были с нами на связи 24 часа в сутки ежедневно. К ним также можно было обратиться с любым вопросом. 

В РЭШ вы никогда не останетесь без поддержки и получите отличные знания в сфере экономики, математики и других наук. У нас много курсов по выбору и здесь каждый сможет найти что-то интересное, полезное и нужное для себя. РЭШ также поможет устроиться на работу и развиваться дальше. 

Я от всей души желаю абитуриентам поступать в Российскую экономическую школу.

Продолжи фразу РЭШ — это

Многие говорят, что РЭШ — это люди. Наверное, я с этим согласна, но для меня РЭШ — это и люди, и знания, и друзья, и семья. Я бы сказала, что РЭШ — это целая вселенная, в которую точно стоит окунуться!

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки