Вас переутвердили на второй ректорский срок, какова процедура? Действующему ректору достаточно просто согласиться?
Если бы все мои ректорские решения сводились к простому «согласиться или отказаться»... (Улыбается). Я с благодарностью принял предложение остаться ректором еще на три года. И нет, для меня это не было совсем легким решением. Работа очень интересная и ответственная, но и напряженная. Саму процедуру переназначения не стоит считать чисто технической, совсем в детали я сейчас не буду углубляться, но были и предварительные консультации, и мое выступление перед Советом директоров - с докладом о проделанной работе. Еще я представил свое видение развития Школы на следующий ректорский срок, можем про это поговорить.

День открытых дверей магистратуры, ноябрь 2025
Обязательно поговорим, но пока — какие три ключевых достижения за три ректорских года вы могли бы назвать?
Сразу вот так вот, да?.. Ну хорошо (Думает). Во-первых, Школа сохранила все свои сильные качества: качественное образование международного уровня, успехи в научной работе, первоклассных студентов, отличный коллектив и сплоченное сообщество. Но, конечно, только этого для дальнейшего развития было бы недостаточно. Что вдохновляет? Наше движение вперед. После некоторого провала в наборе студентов, мы последние два года очень успешно проводим приемные кампании. То, что к нам приходит столько молодых и талантливых ребят вселяет уверенность: Школа развивается, и мы на правильном пути. Могу ли я считать это каким-то своим достижением? Могу, хотя бы потому что я сильно не мешал (смеется) — при сильной команде это уже немаловажно. А если серьезно, это абсолютно коллективная история. Это достойный результат всей нашей команды, мы именно как Школа здесь отлично проявили себя. Позволю себе прозвучать амбициозно, но наша цель — лидерство, а не просто стабильность. Мне кажется очень важным, что мы открыли новую программу по искусственному интеллекту и финансовым технологиям (ИИФТ). В традициях РЭШ сразу поднять высокую планку. У нас очень высокие ожидания к знаниям абитуриентов на этой программе, поскольку программа междисциплинарная, то эти ожидания касались всех трех направлений — нужно обладать серьезной математической базой, интересом к компьютерным наукам и финансам, хорошим английским, чтобы иметь возможность сразу слушать курсы англоязычных профессоров. Одному человеку всем этим критериям сложно соответствовать, но все-таки к нам такие студенты пришли. Первый набор получился компактным, но все это очень сильные ребята. Эта программа — очень конкретный пример того, что РЭШ постепенно, но неуклонно расширяет сферу своих компетенций и выходит за рамки классической экономики и финансов. Это началось еще до того, как я пришел в РЭШ, но это важный, стратегический вектор развития, который я буду развивать.
Я очень рад, что ядро нашей академической команды, с одной стороны, сохранилось, с другой — заметно усилилось в последние годы. Удалось привлечь очень сильных профессоров по таким востребованным и актуальным направлениям как анализ данных и эконометрика (Алексей Колоколов и Рустам Ибрагимов), искусственный интеллект и машинное обучение (Иван Стельмах), сетевая экономика (Шахир Сафи), финансовый учет и информационная экономика (Давиде Чанчарузо), корпоративное управление и ESG* (Тимур Соболев), поведенческая экономика (Кирилл Холмецкий), современная макроэкономика близкая к поведенческой (Надежда Позднякова).
*ESG (экологические, социальные и управленческие факторы) — это критерии, по которым оценивается устойчивость и ответственность компании.

56-я научная конференция РЭШ, ноябрь 2025
Если резюмировать, то помимо новой программы можно выделить два фундаментальных достижения: устойчивое развитие РЭШ как институции и усиление ее человеческого капитала. Сильный и узнаваемый бренд по-прежнему притягивает лучших — тех, кто составляет настоящее и будущее Школы: мотивированных студентов и перспективных профессоров. Именно в людях и новых программах — залог нашего дальнейшего успеха.
И традиционный в таких интервью вопрос — а какие ошибки? Что не учли или попытались бы изменить?
У нас бывает разное понимание ошибок в зависимости от точки зрения. То, что кажется ошибкой задним числом, в момент принятия решения — с учетом ограниченной информации, времени, ресурсов, включая, кстати, когнитивные — может и не быть ошибкой. Как ученый я рассматриваю ошибку как неправильное решение, которое могло повлиять на стратегическое развитие Школы. Это может звучать нескромно, но полагаю, что все последние годы РЭШ развивалась без явных стратегических ошибок — еще раз повторюсь, это результат слаженной работы нашей сильной команды. Можно отдельно рассматривать вопросы, связанные с операционной эффективностью и скоростью принятия решений — здесь всегда есть чему учиться и куда расти, и мы стараемся это делать. Мы научились адаптироваться и, несмотря ни на что, показывать отличные результаты. О чем я по-настоящему жалею? При рассмотрении кандидатов на профессорские позиции и при большом количестве ярких и интересных кандидатов у РЭШ не всегда было достаточно финансовых ресурсов, чтобы нанять всех талантливых кандидатов, которые были готовы присоединиться к нашей команде, еще больше усилить ее и открыть новые возможности.
Насколько мне известно, сейчас продолжается обсуждение Стратегии РЭШ на ближайшие пять лет. Если можно, расскажите, какие ключевые направления входят в Стратегию?
Повторюсь: РЭШ важно продолжать выходить за рамки экономики и финансов. Новая программа ИИФТ, о которой я уже говорил выше, это шаг в правильном направлении, но только этим мы точно не ограничимся.
Вроде, есть такое мнение, что когда тебе еще нет 30 надо работать над своими недостатками, а в более зрелом возрасте надо уже опираться на свои достоинства. У РЭШ достоинств хватает, поэтому в развитии мы точно будем делать упор на то, что у нас отлично получается: готовить востребованных выпускников. Очень важно держать связь с рынком труда, но при этом не изменять своим ценностям. Мы хотим, чтобы выпускники — и через 30, и через 50 лет — вспоминали свое обучение с благодарностью. И при этом чтобы в любой момент были конкурентоспособными, имели лучшие шансы на самореализацию. Это тот самый баланс фундаментальности, которой РЭШ известна, и гибкости образовательных треков. Нам всегда удавалось его удерживать, и стратегически важно сохранить его и дальше. Задача, честно говоря, не самая простая. Мир меняется быстро, и просто делать «как всегда» уже недостаточно — нам тоже нужно меняться.
Сюда же относится и развитие междисциплинарности. Почти на всех программах мы даём и твёрдые знания, и развиваем гибкие навыки. Есть курсы, полностью посвящённые этому — критическому мышлению, коммуникациям, работе в команде. Но даже на обычных курсах мы используем форматы, которые эти навыки тренируют: проекты, командные задания, творческие презентации.
Отдельно стоит упомянуть развитие критического мышления. Сейчас наступает век, когда сами по себе знания имеют меньшую ценность — телефон с искусственным интеллектом под рукой дает практически неограниченный и мгновенный доступ к ним. А вот умение учиться, критически мыслить, оценивать достоверность и важность информации приобретают все большее значение. Еще одно важное и, кстати, трудное умение — это умение без сожаления избавляться от устаревших знаний. Нужно постоянно проводить самоаудит и вылезать из колеи, но мозг часто сопротивляется такой работе.
Другая сильная сторона РЭШ — фундаментальные исследования в области экономики. Наши профессора реально работают на переднем крае мировой науки, имея огромную свободу в выборе тем и направлений. Очень важно, что их мотивация и исследовательский подход к жизни передается студентам, в хорошем смысле заражает их — эти качества, эта философия работы актуальна и применима в бизнесе не в меньшей степени, чем в академической сфере — если ты не хочешь быть простым исполнителем.
Другой важный вектор развития — кроме фундаментальных исследований, в которых мы хороши, — это прикладные исследования, полезные для бизнеса и общества. Это направление важно по нескольким причинам. Во-первых, проводя актуальные прикладные исследования на высоком уровне, мы можем приносить прямую ценность обществу. Во-вторых, участвуя в подобных проектах, профессора и студенты получают неоценимый опыт взаимодействия с реальной, не абстрактной жизнью. Наконец, прикладные проекты могут быть источником ценных данных, которые позволят провести также и глубокие фундаментальные исследования.
Также мы будем стараться развивать направление корпоративного образования. С каждым годом взрослым людям все важнее получать недостающие навыки и знания, может быть, изменить свою карьерную траекторию. Развитие искусственного интеллекта — это вызов для любого из нас, и для молодежи, и для более взрослых людей. Мы хотим, чтобы РЭШ была активным игроком в этой части образовательного рынка и помощником для взрослых специалистов, которые готовы инвестировать в свой человеческий капитал.

Лекция Антона Суворова в МШУ «Сколково», февраль 2025
Вы говорите про планы и развитие, а как обстоят дела с корпоративным образованием в РЭШ сейчас?
Направление, связанное с управлением благосостоянием, за последние годы выросло из одной профессиональной программы в целую линейку из четырех уровней — от вводного до мастерского. Интересная деталь, начали мы не с базового уровня, а наоборот, сразу с продвинутого для опытных управленцев. «Введение в управление благосостоянием» — это как раз новая программа, которая была запущена зимой 2025 и ориентирована на более широкую аудиторию. Две программы — «Основы управления благосостоянием» / Associate Wealth Manager (AWM) и «Управление благосостоянием: экспертный уровень» / Certified International Wealth Manager (CIWM) — реализуются совместно со Швейцарской ассоциацией финансовых аналитиков (SFAA) и Швейцарским тренинговым центром для профессиональных инвесторов (AZEK). За 4 года существования этого направления выпускниками программ уже стали более 170 человек, среди клиентов — Сбер, Газпромбанк, Т-Банк, семейные офисы и др.
2024/2025 учебный год стал для нас временем активного расширения партнерств. В течение года Школа оказывала услуги различным крупным участникам финансового рынка, в том числе Московской Бирже (помимо уже упомянутых выше).
Среди наших постоянных партнеров — Банк России. И особенно отрадно, что РЭШ этой осенью выиграла тендер на создание новой программы по поведенческой экономике для сотрудников ЦБ. Мы рады, что будем реализовывать этот проект вместе с ВШЭ и МГУ, тут пример дружной командной работы ведущих университетов. У нас также есть интересные и востребованные проекты, связанные с финансовым образованием для нефинансистов.
Для негосударственного вуза, каким является РЭШ, залог отсутствия стресса и тревог о будущем – это поддержка со стороны выпускников и партнеров. В том числе финансовая. Как вы оцениваете результаты фандрайзинговых кампаний в 2024/2025 учебном году?
Сейчас будет много цифр, в деле фандрайзинга это важно, это показатель успешной работы и, конечно, доверия со стороны тех, кто нас поддерживает. Мы очень благодарны нашим выпускникам. В 2024/2025 учебном году Школа получила рекордную поддержку с их стороны — более 43 с половиной млн рублей. И это на 25% больше, чем объем пожертвований в прошлом учебном году. На что выпускники жертвуют деньги? Например, в декабре 2024 года мы анонсировали среди выпускников новогодний сбор на обновление компьютерных классов. Кампания получила большой отклик и собрала почти 8 млн рублей, что вдвое превысило ожидаемую сумму сбора. Благодаря полученным средствам мы смогли сделать ремонт в компьютерных классах, а также приобрести необходимое техническое оборудование (компьютеры, ноутбуки), мебель и программное обеспечение Stata для обработки и анализа данных. Отдельно хочется поблагодарить Джангира Джангирова за существенный вклад в оборудование компьютерного класса.
Также в мае 2025 года мы впервые провели благотворительный вечер для наших выпускников. Более 1 млн рублей, полученные в качестве взносов за участие в мероприятии, пошли на открытие Лаборатории поведенческой и экспериментальной экономики РЭШ.
Вечер встречи выпускников РЭШ, декабрь 2024. Слева направо: Джангир Джангиров, Антон
Суворов, Олег Якубов.
Мы благодарны Александру и Ирине Аганиным, Анне Дворниковой и Илье Стребулаеву, Руслану Дудкину, Илье Жарову, Алексею Заботкину, Александру Зозуле, Сергею Корепанову, Ринату Меняшеву, Виталию Сергейчуку и всему сообществу выпускников за вклад в развитие Школы в 2024/2025 учебном году.
Помимо финансового вклада, пожертвования выпускников выполняют стратегически важную функцию — они служат убедительным сигналом доверия для доноров и потенциальных партнеров. Поддержка со стороны выпускников демонстрирует устойчивую ценность Школы и ее миссии и часто становится решающим фактором при принятии решений о сотрудничестве. Участие выпускников в жизни РЭШ помогает нам говорить с гораздо более широкой аудиторией и находить новых партнеров.
Мы рады, что круг друзей РЭШ постоянно расширяется. В 2024/2025 учебном году Банк ВТБ впервые поддержал РЭШ, и в этом — большая заслуга наших выпускников, которые работают в ВТБ, особенно лидера этой благотворительной кампании Олега Якубова. Именно их энергия и вовлеченность помогли нам обрести такого ценного партнера. Банк ВТБ выбрал поддержку иногородних студентов, просветительские проекты, футбольный турнир и традиционный забег, а также учредил именные стипендии. Также в 2024/2025 году РЭШ впервые поддержали и другие корпоративные партнеры — АЛРОСА, Самолет и HeadHunter. HeadHunter учредил три полных гранта со стипендиями на программе МАЭ, а также поддержал наш новый просветительский проект – подкаст «Карьерный алгоритм». Большую роль в развитии отношений Школы и HeadHunter также сыграли выпускники-сотрудники компании. Для нас это очень ценно.
Нам важно, что РЭШ удается выстраивать долгосрочные доверительные отношения с благотворителями. В 2024/2025 учебном году нас поддерживали лояльные партнеры: РЖД, нефтегазовая компания РНГ, Норникель, Яндекс, Благотворительный фонд «САФМАР», СИБУР, МКБ, Петр Авен. Крупные партнеры поддерживали общую деятельность Школы и отдельные целевые направления. Группа «Московская Биржа» поддержала работу Центра развития карьеры и лидерства РЭШ. В помощь Сбера вошло пожертвование на кампус, что помогло РЭШ закрыть значительную часть кредитного долга, которая была на конец 2024 года.
Новые крупные частные меценаты также присоединяются к сообществу РЭШ. Председатель совета директоров РЭШ Алексей Кудрин помог Школе лично. Частный инвестор и предприниматель Николай Каторжнов оказал щедрую поддержку Школе, поддержав профессорскую позицию Герхарда Тевса, а также исследования, гранты и стипендии студентам. Школу поддержал проректор и профессор РЭШ Максим Буев. Еще раз подчеркну, что речь идет только о финансовой поддержке в прошлом учебном году, а так мы, конечно же, очень благодарны каждому, кто когда-либо поддерживал Школу или делает это непублично.
Мы живем в эпоху трансформаций, в том числе системы образования. Меняются и требования к программам, и правила приема. Насколько сильно все это отражается на приемной кампании РЭШ?
К сожалению, правила приема на 2026 год пока не до конца ясны. Мы, как и все, ждем конкретики и готовимся быстро подстроиться под новые условия. Как только появятся официальные разъяснения, мы сразу же будем делиться ими с абитуриентами — для нас важно, чтобы они чувствовали себя уверенно и понимали, что происходит на каждом этапе.
А вообще хочется избегать ситуаций, когда серьезные нововведения вдруг резко возникают до общественного обсуждения. Изменения в принципе естественны для любой системы, но важно помнить: подготовка к поступлению — это марафон, который длится не один год. Абитуриенты вкладывают время, силы, деньги, нервы — и логично ожидать от системы стабильности или хотя бы прозрачных переходных периодов. Если правила меняются, должен быть понятный временной лаг, чтобы никто не чувствовал, что его усилия были потрачены впустую из-за решения, принятого «вчера».
Достаточно часто сейчас можно услышать мнение, что слишком много развелось юристов и экономистов. Я эту позицию не разделяю. Нет смысла сравнивать экономистов, да и юристов с первоклассной подготовкой, с выпускниками не самых сильных, а иногда даже сомнительных вузов. Для развития экономики нужны не только инженеры, айтишники и предприниматели, а безусловно нужны грамотные экономисты, чьи знания дополняют STEMовские, к которым сейчас большой интерес. (STEM - это акроним, обозначающий направления в науке, образовании и карьере: Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика) - примечание редакции). Неправильно создавать перекос ни в ту, ни в другую сторону. Нам бы хотелось, чтобы это было общим пониманием. Во-первых, именно эти области — инженерные или связанные с ИТ — в большой степени будут подвергаться автоматизации под воздействием искусственного интеллекта. Во-вторых, если развитие технологий будет опережать развитие организационных практик и экономического мышления, то не будет никаких возможностей этот дополнительный потенциал полноценно реализовать. Мы это можем заявлять ответственно, потому что видим спрос на экономическое и финансовое образование со стороны людей, у которых есть первоклассные инженерные знания.
У нас уже есть образовательный курс по финансовому обучению инженеров крупной нефтехимической компании.

Участие Антона Суворова в Восточном экономическом форуме, сентябрь 2025
В СМИ периодически поднимается тема полной отмены бакалавриата и магистратуры в России. Насколько это реальный сценарий?
Двухступенчатая система — бакалавриат и магистратура — фактически стала мировым стандартом. Она встречается повсеместно — не только в Европе или Северной Америке, но также в Азии, Латинской Америке, в Африке. В этом есть большой плюс. Студенты имеют хорошие возможности для академической мобильности. Даже если мы формально не являемся членами Болонской системы, сохранение возможности придерживаться двухступенчатой системы для вузов и программ, которые состоялись и зарекомендовали себя именно в таком формате — это необходимое требование к ответственной политике в сфере образования. Не нужно губить курицу, которая несет золотые яйца. Нужно сохранять все лучшее, но при этом нужно давать возможность развивать и другие форматы, если по каким-то направлениям ведущие университеты чувствуют в этом потребность.
В одном из консалтинговых отчетов сказано, что нынешние абитуриенты и студенты в целом более тревожные, чем были раньше. Как вы — как ректор и как исследователь поведенческой экономики— посоветовали бы справляться с повышенным стрессом?
Своевременное поколение кардинально отличается от других. У них другие ценности и ожидания от образования. При этом фоновые тревожности становятся нормой. Что делать? По теме борьбы со стрессом я бы вспомнил Виктора Франкла и его логотерапию. Осознанность — вот что имеет значение. В любой ситуации, будь то внешний кризис или внутреннее смятение, прочная система ценностей становится нашим ориентиром. Она не только помогает найти выход из трудностей, но и дает опору для преодоления переживаний. В этом и заключается главный принцип: четкое понимание своих приоритетов и целенаправленное движение к выбранным целям. Важно развивать чувство контроля, когда вокруг хаос.
Как же это делать, если внешние «правила игры» постоянно меняются, в том числе визовые для абитуриентов, например?
Может немного банально прозвучит, но мысль действительно мудрая: нужно уметь фокусироваться на главном и понимать, что не все в наших силах, но очень многое. Нужно понять, на чем надо сосредоточиться, а что просто принять.
Я могу здесь свою личную историю рассказать. Когда я учился в РЭШ, в какой-то момент я понял, что хочу поехать на PhD. Причем я мечтал о Гарварде, Принстоне, может быть, Массачусетском технологическом институте (MIT). Тогда у нас был координатор, который помогал поступать, консультировал. Он у меня спрашивает: «Какой у тебя рейтинг?» Я говорю: «Двенадцатый» (сейчас уже точно не помню, примерно). Он мне в ответ: «Если ты хочешь в Гарвард, тебе нужно быть первым или вторым; если ты третий, то это уже в Стэнфорд. Хочешь — попробуй какой-нибудь один университет первой десятки, Пенсильванский университет, например». Стал называть другие хорошие университеты.
И я был, конечно, наивный дурачок. Я подумал: «Ну чего я туда поеду?» Один вуз в глуши, другой еще почему-то мне не понравился. Как-то я, в общем, скис. И тут координатор вдруг мне говорит: «А ты не хочешь в Европу поехать?» Рассказал мне в том числе про Тулузу, дал мне проспект. А я смотрю, что там работает Жан Тироль, а я в тот момент читал с упоением его учебник по отраслевой экономике. Любимый мой учебник был, интересный и очень глубокий одновременно. И тогда я подумал: «Если такой человек там работает, наверное, это хорошее место». И я решил, что можно туда поехать. И потом ни секунды об этом не жалел.
Важно понимать, что какие-то наши задумки могут встречаться с препятствиями, которые на первый взгляд могут казаться непреодолимыми. Тогда нужно подумать, что именно для вас важно. Так ли важно поступить в конкретный университет? Это просто мечта, или иррациональная идея-фикс? Или важны какие-то конкретные качества этого университета? Тогда можно поискать другой вариант, который не только позволит получить большую часть тех же знаний и компетенций, но, может быть, и еще что-то свое.

Пикник РЭШ, сентябрь 2025
С появлением собственной аспирантуры РЭШ стала вузом полного цикла. Какие исследования сейчас проводят аспиранты?
Наши аспиранты проводят исследования, находясь на стыке не только разных дисциплин, но и эпох. Очень разные и интересные темы. Даниил Горбунов (МАЭ’2023, АСП’2026) исследует влияние человеческого капитала и социальных связей на производительность, обращаясь к примеру русских старообрядцев, а также анализирует последствия системы концессий в дореволюционной России. Арина Родина (АСП’2027) изучает иррациональные искажения в восприятии мигрантов и то, как различные нарративы влияют на это восприятие. Александр Власов (БАЭ'2021, МАЭ'2024, АСП’2027) фокусируется на моделях денежной экономики и изучает неопределенность процентных ставок через призму риск-нейтральных плотностей. Григорий Королев (МАЭ'2024, АСП’2027) работает на переднем крае финансов, анализируя реалии и мифы децентрализованного финансирования (DeFi) и занимаясь позиционным анализом в системах автоматического маркет-мейкинга. В свою очередь, Даниил Спиридонов (МАЭ'2024, АСП’2027) исследует, как региональная структура банковского сектора России влияет на передачу денежно-кредитной политики. Эти разнообразные и глубокие исследования демонстрируют высокий научный потенциал молодых экономистов Школы.
Остается ли у вас время на науку?
Остается гораздо меньше, чем хотелось. Сложно все успевать. Давайте я прямо скажу, что я страшно благодарен моим соавторам, которые, на самом деле, делают большую часть работы и входят в мое положение, учитывая мою высокую административную нагрузку в качестве ректора. Из актуальных статей хотелось бы выделить совместное с Герхардом Тевсом исследование об отношении россиян к изменению климата и уровне их осведомленности об этой проблеме. И второе исследование о чрезмерной самоуверенности, которое я пишу вместе с моими давними соавторами — профессором Йеруном ван де Вэном из Университета Амстердама и профессором Мари Клэр Виллеваль из Лионского университета. Мы рассматриваем, способствует ли обмен информацией в группе коррекции чрезмерной индивидуальной самоуверенности или, наоборот, та самая чрезмерная уверенность будет усиливаться от общения в замкнутой группе и приводить к провальным, иррациональным решениям. Это не абстрактные вопросы, а актуальные для многих организаций.
Мы много говорили сегодня о вкладе выпускников в развитие Школы. Есть и еще одно направление — это их участие наряду с профессорами РЭШ в просветительских проектах. Спасибо, что вы тоже находите на это время. Насколько просветительское направление важно для Школы?
Мне кажется, невероятно важно. Сейчас в обществе и вообще в мире возникла довольно парадоксальная ситуация: с одной стороны, доступность знаний, мы видим невероятные успехи в науке, ожидаемая продолжительность жизни в большинстве развитых стран уже больше 80 лет, а еще два века назад жили в среднем всего 30 лет, в том числе из-за очень высокой детской смертности. И живут, в общем, гораздо более благополучно, чем раньше — меньше болезней, и в космос мы летаем, и другие достижения. Одновременно с этим есть миллионы людей, которые верят в плоскую Землю и скептически относятся к вакцинам или генномодифицированным продуктам, или не верят в климатические изменения и так далее. Поэтому именно сейчас умение разговаривать о науке, о научных знаниях, но при этом делать это живо, интересно, увлекательно, это невероятно важная миссия. И я рад, что нам это удается делать. У подкаста РЭШ «Экономика на слух» скоро день рождения — 5 лет, сейчас идет юбилейный 20-й сезон. И мы уже превысили 3 миллиона 200 тысяч прослушиваний. А общий охват просветительских проектов, в том числе научно-популярного портала GURU, пробил отметку в 4.5 миллиона. Я поздравляю всю редакцию GURU с такими рекордными цифрами! Сооснователь Школы, экономист Гур Офер, в честь которого назван наш портал и Просветительские дни, нами бы точно гордился. Я особенно рад, что Просветительские дни становятся площадкой для настоящего диалога. В них участвуют не только профессора и выпускники, но и внешние эксперты, а слушатели могут задавать вопросы, спорить, обсуждать. Такой формат живого общения делает обмен знаниями гораздо более глубоким и осмысленным.
Отдельно стоит упомянуть новое подкаст-реалити «Карьерный алгоритм». Для нас очень важно, что мы не просто формально даем классное образование нашим студентам, а максимально помогаем им состояться в жизни и сделать успешную карьеру. Знаний и опыта у РЭШевцев накопилось много, и мы рады ими делиться в новом подкасте. Мы благодарны всем нашим партнерам, которые тоже в этом помогают и поддерживают наши проекты и финансово, и интеллектуально. В этом еще одна отличительная особенность проектов РЭШ — мы привлекаем лучших, в том числе внешних экспертов, расширяя сообщество РЭШ.
Выпускной РЭШ, июль 2025
Ну и могу с радостью анонсировать запуск еще одного нового просветительского проекта. Пока никаких деталей не буду раскрывать, пусть будет сюрприз. Следите за сайтом и соцсетями РЭШ.
И подписывайтесь на рассылку РЭШ.
Точно.
В соцсетях РЭШ, кстати, среди самого популярного контента — это рекомендации книг. Назовите три последние книги, которые вы прочитали. И три книги, которые считаете, что стоит прочитать любознательным молодым людям и не только молодым в конце 2025 года.
Есть такая книга «Упорство» Анджелы Дакворт. Она про то, что для полной и счастливой жизни важно, с одной стороны, не бояться ставить себе достаточно амбициозные цели, а с другой — проявлять действительно завидное упорство в их достижении. И то, и другое важно. Важен отказ от ложной скромности, чрезмерной осторожности и страха перед ошибками. А с другой стороны, без настоящего упорства — по-другому не скажешь — достичь желаемого просто невозможно. Еще одна книга, которая развивает эту же мысль и ей созвучна — это новая книга Ильи Стребулаева «Венчурное мышление. 9 принципов роста бизнеса в любых условиях» (в соавторстве с Алексом Дангом). Я только начал ее читать. Она фокусируется на том, как важно не бояться ошибок и экспериментировать.
«Мышление третьего тысячелетия. Поиск смысла в мире бессмыслицы», Сол Перлмуттер, Джон Кэмпбелл, Роберт Маккун. Эту книгу на троих написали физик, Нобелевский лауреат, психолог и философ. Авторы показывают, что научный взгляд на мир на самом деле может быть полезен и в жизни, и в работе, а не только где-то в стенах университетов. И в этом смысле «Мышление третьего тысячелетия» очень перекликается с мыслями из книги Ильи Стребулаева, в которой тоже рассказывается про то, что венчурное мышление на самом деле полезно и применимо далеко за пределами сферы венчурного финансирования.
«Преимущество сотрудника: почему бизнес процветает, когда ставишь работников на первое место» (The Employee Advantage: How Putting Workers First Helps Business Thrive Hardcover), Стефан Мэйер. Эта книга про то, как важно компаниям думать не только о своих клиентах, но и о своих сотрудниках. Главный тезис Мэйера заключается в том, что инвестиции в осмысленную и комфортную рабочую среду — это не напрасная трата ресурсов, а «убивает сразу двух зайцев» — создает дополнительную ценность и делает сотрудников счастливыми. Актуальная для нашего времени книга.
«Как меняться. Наука, которая поможет преодолеть внутренние препятствия на пути перемен», Кэти Милкман. С одной стороны, это книга практическая, которая учит преодолевать свою прокрастинацию, лень, чрезмерную самоуверенность. В то же время, как и все качественные издания, она опирается на проверенные научные исследования, что делает ее рекомендации не только полезными, но и достоверными.
«Отрицатели науки. Как говорить с плоскоземельщиками, антиваксерами и конспирологами», Ли Макинтайр. Книга не только про то, почему в 21 веке возможны дремучие представления о жизни, но и про то, чего многим так не хватает сейчас — это человечность. Может быть, ученые и просвещенные люди просто недостаточно стараются и поэтому не могут донести до антиваксеров и любителей теорий заговоров свою позицию и убедить их? Ли Макинтайр предпринимал очень много искренних и доброжелательных попыток разговаривать с «отрицателями науки». В частности, он ездил на съезд плоскоземельщиков. Но оказалось, что дело не в силе убеждения. Часто люди верят в какие-то странные вещи, потому что в эти странные вещи верят близкие им люди. И отказ от таких убеждений будет означать социальную катастрофу.
Вечер встречи выпускников Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, июнь 2025
Бонусную — уже седьмую — книгу еще назову. Даже не книгу, а писателя. Очень рекомендую всем перечитать Эрнеста Хемингуэя, у которого невероятное чувство стиля. Я люблю у него почти все, начиная с ранних рассказов и заканчивая «Островами в океане». Это часто очень живые истории, которые показывают, как важно быть внимательным в жизни и наблюдательным. Кроме того, это еще и ценность точного, лаконичного и образного текста сама по себе. Сейчас кажется, что искусственный интеллект прекрасно за нас напишет любой текст. На самом деле нужно развивать чувство стиля — хотя бы для того, чтобы оценить, насколько хорошо ИИ справился со своей задачей, если уж самому лень писать. Мне кажется, что умение и писать точные тексты, и ценить их никогда не потеряет своей востребованности, а Хемингуэй в этом смысле один из эталонов. Подробнее — на «книжной полке» GURU.