Перейти на старую версию сайта
«Очень важно держать связь с рынком труда, но при этом не изменять своим ценностям». Интервью ректора РЭШ Антона Суворова
Вт, 02 декабря 2025

«Очень важно держать связь с рынком труда, но при этом не изменять своим ценностям». Интервью ректора РЭШ Антона Суворова

  
Вас переутвердили на второй ректорский срок, какова процедура? Действующему ректору достаточно просто согласиться? 

Если бы все мои ректорские решения сводились к простому «согласиться или отказаться»... (Улыбается). Я с благодарностью принял предложение остаться ректором еще на три года. И нет, для меня это не было совсем легким решением. Работа очень интересная и ответственная, но и напряженная. Саму процедуру переназначения не стоит считать чисто технической, совсем в детали я сейчас не буду углубляться, но были и предварительные консультации, и мое выступление перед Советом директоров - с докладом о проделанной работе. Еще я представил свое видение развития Школы на следующий ректорский срок, можем про это поговорить. 


  
День открытых дверей магистратуры, ноябрь 2025

Обязательно поговорим, но пока — какие три ключевых достижения за три ректорских года вы могли бы назвать? 

Сразу вот так вот, да?.. Ну хорошо (Думает). Во-первых, Школа сохранила все свои сильные качества: качественное образование международного уровня, успехи в научной работе, первоклассных студентов, отличный коллектив и сплоченное сообщество. Но, конечно, только этого для дальнейшего развития было бы недостаточно. Что вдохновляет? Наше движение вперед. После некоторого провала в наборе студентов, мы последние два года очень успешно проводим приемные кампании. То, что к нам приходит столько молодых и талантливых ребят вселяет уверенность: Школа развивается, и мы на правильном пути. Могу ли я считать это каким-то своим достижением? Могу, хотя бы потому что я сильно не мешал (смеется) при сильной команде это уже немаловажно. А если серьезно, это абсолютно коллективная история. Это достойный результат всей нашей команды, мы именно как Школа здесь отлично проявили себя. Позволю себе прозвучать амбициозно, но наша цель — лидерство, а не просто стабильность. Мне кажется очень важным, что мы открыли новую программу по искусственному интеллекту и финансовым технологиям (ИИФТ). В традициях РЭШ сразу поднять высокую планку. У нас очень высокие ожидания к знаниям абитуриентов на этой программе, поскольку программа междисциплинарная, то эти ожидания касались всех трех направлений — нужно обладать серьезной математической базой, интересом к компьютерным наукам и финансам, хорошим английским, чтобы иметь возможность сразу слушать курсы англоязычных профессоров. Одному человеку всем этим критериям сложно соответствовать, но все-таки к нам такие студенты пришли. Первый набор получился компактным, но все это очень сильные ребята. Эта программа — очень конкретный пример того, что РЭШ постепенно, но неуклонно расширяет сферу своих компетенций и выходит за рамки классической экономики и финансов. Это началось еще до того, как я пришел в РЭШ, но это важный, стратегический вектор развития, который я буду развивать.
  
Я очень рад, что ядро нашей академической команды, с одной стороны, сохранилось, с другой — заметно усилилось в последние годы. Удалось привлечь очень сильных профессоров по таким востребованным и актуальным направлениям как анализ данных и эконометрика (Алексей Колоколов и Рустам Ибрагимов), искусственный интеллект и машинное обучение (Иван Стельмах), сетевая экономика (Шахир Сафи), финансовый учет и информационная экономика (Давиде Чанчарузо), корпоративное управление и ESG* (Тимур Соболев), поведенческая экономика (Кирилл Холмецкий), современная макроэкономика близкая к поведенческой (Надежда Позднякова).

*ESG (экологические, социальные и управленческие факторы) — это критерии, по которым оценивается устойчивость и ответственность компании.


56-я научная конференция РЭШ, ноябрь 2025

Если резюмировать, то помимо новой программы можно выделить два фундаментальных достижения: устойчивое развитие РЭШ как институции и усиление ее человеческого капитала. Сильный и узнаваемый бренд по-прежнему притягивает лучших — тех, кто составляет настоящее и будущее Школы: мотивированных студентов и перспективных профессоров. Именно в людях и новых программах — залог нашего дальнейшего успеха.

И традиционный в таких интервью вопрос а какие ошибки? Что не учли или попытались бы изменить? 

У нас бывает разное понимание ошибок в зависимости от точки зрения. То, что кажется ошибкой задним числом, в момент принятия решения — с учетом ограниченной информации, времени, ресурсов, включая, кстати, когнитивные — может и не быть ошибкой. Как ученый я рассматриваю ошибку как неправильное решение, которое могло повлиять на стратегическое развитие Школы. Это может звучать нескромно, но полагаю, что все последние годы РЭШ развивалась без явных стратегических ошибок — еще раз повторюсь, это результат слаженной работы нашей сильной команды. Можно отдельно рассматривать вопросы, связанные с операционной эффективностью и скоростью принятия решений — здесь всегда есть чему учиться и куда расти, и мы стараемся это делать. Мы научились адаптироваться и, несмотря ни на что, показывать отличные результаты. О чем я по-настоящему жалею? При рассмотрении кандидатов на профессорские позиции и при большом количестве ярких и интересных кандидатов у РЭШ не всегда было достаточно финансовых ресурсов, чтобы нанять всех талантливых кандидатов, которые были готовы присоединиться к нашей команде, еще больше усилить ее и открыть новые возможности.

Насколько мне известно, сейчас продолжается обсуждение Стратегии РЭШ на ближайшие пять лет. Если можно, расскажите, какие ключевые направления входят в Стратегию? 

Повторюсь: РЭШ важно продолжать выходить за рамки экономики и финансов. Новая программа ИИФТ, о которой я уже говорил выше, это шаг в правильном направлении, но только этим мы точно не ограничимся. 

Вроде, есть такое мнение, что когда тебе еще нет 30 надо работать над своими недостатками, а в более зрелом возрасте надо уже опираться на свои достоинства. У РЭШ достоинств хватает, поэтому в развитии мы точно будем делать упор на то, что у нас отлично получается: готовить востребованных выпускников. Очень важно держать связь с рынком труда, но при этом не изменять своим ценностям. Мы хотим, чтобы выпускники — и через 30, и через 50 лет — вспоминали свое обучение с благодарностью. И при этом чтобы в любой момент были конкурентоспособными, имели лучшие шансы на самореализацию. Это тот самый баланс фундаментальности, которой РЭШ известна, и гибкости образовательных треков. Нам всегда удавалось его удерживать, и стратегически важно сохранить его и дальше. Задача, честно говоря, не самая простая. Мир меняется быстро, и просто делать «как всегда» уже недостаточно — нам тоже нужно меняться. 

Сюда же относится и развитие междисциплинарности. Почти на всех программах мы даём и твёрдые знания, и развиваем гибкие навыки. Есть курсы, полностью посвящённые этому — критическому мышлению, коммуникациям, работе в команде. Но даже на обычных курсах мы используем форматы, которые эти навыки тренируют: проекты, командные задания, творческие презентации. 

Отдельно стоит упомянуть развитие критического мышления. Сейчас наступает век, когда сами по себе знания имеют меньшую ценность — телефон с искусственным интеллектом под рукой дает практически неограниченный и мгновенный доступ к ним. А вот умение учиться, критически мыслить, оценивать достоверность и важность информации приобретают все большее значение. Еще одно важное и, кстати, трудное умение — это умение без сожаления избавляться от устаревших знаний. Нужно постоянно проводить самоаудит и вылезать из колеи, но мозг часто сопротивляется такой работе.  

Другая сильная сторона РЭШ — фундаментальные исследования в области экономики. Наши профессора реально работают на переднем крае мировой науки, имея огромную свободу в выборе тем и направлений. Очень важно, что их мотивация и исследовательский подход к жизни передается студентам, в хорошем смысле заражает их — эти качества, эта философия работы актуальна и применима в бизнесе не в меньшей степени, чем в академической сфере — если ты не хочешь быть простым исполнителем.

Другой важный вектор развития — кроме фундаментальных исследований, в которых мы хороши, — это прикладные исследования, полезные для бизнеса и общества. Это направление важно по нескольким причинам. Во-первых, проводя актуальные прикладные исследования на высоком уровне, мы можем приносить прямую ценность обществу. Во-вторых, участвуя в подобных проектах, профессора и студенты получают неоценимый опыт взаимодействия с реальной, не абстрактной жизнью. Наконец, прикладные проекты могут быть источником ценных данных, которые позволят провести также и глубокие фундаментальные исследования. 

Также мы будем стараться развивать направление корпоративного образования. С каждым годом взрослым людям все важнее получать недостающие навыки и знания, может быть, изменить свою карьерную траекторию. Развитие искусственного интеллекта — это вызов для любого из нас, и для молодежи, и для более взрослых людей. Мы хотим, чтобы РЭШ была активным игроком в этой части образовательного рынка и помощником для взрослых специалистов, которые готовы инвестировать в свой человеческий капитал.  


Лекция Антона Суворова в МШУ «Сколково», февраль 2025

Вы говорите про планы и развитие, а как обстоят дела с корпоративным образованием в РЭШ сейчас? 

Направление, связанное с управлением благосостоянием, за последние годы выросло из одной профессиональной программы в целую линейку из четырех уровней — от вводного до мастерского. Интересная деталь, начали мы не с базового уровня, а наоборот, сразу с продвинутого для опытных управленцев. «Введение в управление благосостоянием» — это как раз новая программа, которая была запущена зимой 2025 и ориентирована на более широкую аудиторию. Две программы — «Основы управления благосостоянием» / Associate Wealth Manager (AWM) и «Управление благосостоянием: экспертный уровень» / Certified International Wealth Manager (CIWM) — реализуются совместно со Швейцарской ассоциацией финансовых аналитиков (SFAA) и Швейцарским тренинговым центром для профессиональных инвесторов (AZEK). За 4 года существования этого направления выпускниками программ уже стали более 170 человек, среди клиентов — Сбер, Газпромбанк, Т-Банк, семейные офисы и др.

2024/2025 учебный год стал для нас временем активного расширения партнерств. В течение года Школа оказывала услуги различным крупным участникам финансового рынка, в том числе Московской Бирже (помимо уже упомянутых выше).

Среди наших постоянных партнеров — Банк России. И особенно отрадно, что РЭШ этой осенью выиграла тендер на создание новой программы по поведенческой экономике для сотрудников ЦБ. Мы рады, что будем реализовывать этот проект вместе с ВШЭ и МГУ, тут пример дружной командной работы ведущих университетов. У нас также есть интересные и востребованные проекты, связанные с финансовым образованием для нефинансистов. 

Для негосударственного вуза, каким является РЭШ, залог отсутствия стресса и тревог о будущем – это поддержка со стороны выпускников и партнеров. В том числе финансовая. Как вы оцениваете результаты фандрайзинговых кампаний в 2024/2025 учебном году?

Сейчас будет много цифр, в деле фандрайзинга это важно, это показатель успешной работы и, конечно, доверия со стороны тех, кто нас поддерживает. Мы очень благодарны нашим выпускникам. В 2024/2025 учебном году Школа получила рекордную поддержку с их стороны — более 43 с половиной млн рублей. И это на 25% больше, чем объем пожертвований в прошлом учебном году. На что выпускники жертвуют деньги? Например, в декабре 2024 года мы анонсировали среди выпускников новогодний сбор на обновление компьютерных классов. Кампания получила большой отклик и собрала почти 8 млн рублей, что вдвое превысило ожидаемую сумму сбора. Благодаря полученным средствам мы смогли сделать ремонт в компьютерных классах, а также приобрести необходимое техническое оборудование (компьютеры, ноутбуки), мебель и программное обеспечение Stata для обработки и анализа данных. Отдельно хочется поблагодарить Джангира Джангирова за существенный вклад в оборудование компьютерного класса.

Также в мае 2025 года мы впервые провели благотворительный вечер для наших выпускников. Более 1 млн рублей, полученные в качестве взносов за участие в мероприятии, пошли на открытие Лаборатории поведенческой и экспериментальной экономики РЭШ.

Вечер встречи выпускников РЭШ, декабрь 2024. Слева направо: Джангир Джангиров, Антон
Суворов, Олег Якубов. 

Мы благодарны Александру и Ирине Аганиным, Анне Дворниковой и Илье Стребулаеву, Руслану Дудкину, Илье Жарову, Алексею Заботкину, Александру Зозуле, Сергею Корепанову, Ринату Меняшеву, Виталию Сергейчуку и всему сообществу выпускников за вклад в развитие Школы в 2024/2025 учебном году. 

Помимо финансового вклада, пожертвования выпускников выполняют стратегически важную функцию — они служат убедительным сигналом доверия для доноров и потенциальных партнеров. Поддержка со стороны выпускников демонстрирует устойчивую ценность Школы и ее миссии и часто становится решающим фактором при принятии решений о сотрудничестве. Участие выпускников в жизни РЭШ помогает нам говорить с гораздо более широкой аудиторией и находить новых партнеров. 

Мы рады, что круг друзей РЭШ постоянно расширяется. В 2024/2025 учебном году Банк ВТБ впервые поддержал РЭШ, и в этом — большая заслуга наших выпускников, которые работают в ВТБ, особенно лидера этой благотворительной кампании Олега Якубова. Именно их энергия и вовлеченность помогли нам обрести такого ценного партнера. Банк ВТБ выбрал поддержку иногородних студентов, просветительские проекты, футбольный турнир и традиционный забег, а также учредил именные стипендии. Также в 2024/2025 году РЭШ впервые поддержали и другие корпоративные партнеры — АЛРОСА, Самолет и HeadHunter. HeadHunter учредил три полных гранта со стипендиями на программе МАЭ, а также поддержал наш новый просветительский проект – подкаст «Карьерный алгоритм». Большую роль в развитии отношений Школы и HeadHunter также сыграли выпускники-сотрудники компании. Для нас это очень ценно. 

Нам важно, что РЭШ удается выстраивать долгосрочные доверительные отношения с благотворителями. В 2024/2025 учебном году нас поддерживали лояльные партнеры: РЖД, нефтегазовая компания РНГ, Норникель, Яндекс, Благотворительный фонд «САФМАР», СИБУР, МКБ, Петр Авен. Крупные партнеры поддерживали общую деятельность Школы и отдельные целевые направления. Группа «Московская Биржа» поддержала работу Центра развития карьеры и лидерства РЭШ. В помощь Сбера вошло пожертвование на кампус, что помогло РЭШ закрыть значительную часть кредитного долга, которая была на конец 2024 года.

Новые крупные частные меценаты также присоединяются к сообществу РЭШ. Председатель совета директоров РЭШ Алексей Кудрин помог Школе лично. Частный инвестор и предприниматель Николай Каторжнов оказал щедрую поддержку Школе, поддержав профессорскую позицию Герхарда Тевса, а также исследования, гранты и стипендии студентам. Школу поддержал проректор и профессор РЭШ Максим Буев. Еще раз подчеркну, что речь идет только о финансовой поддержке в прошлом учебном году, а так мы, конечно же, очень благодарны каждому, кто когда-либо поддерживал Школу или делает это непублично. 

Мы живем в эпоху трансформаций, в том числе системы образования. Меняются и требования к программам, и правила приема. Насколько сильно все это отражается на приемной кампании РЭШ? 

К сожалению, правила приема на 2026 год пока не до конца ясны. Мы, как и все, ждем конкретики и готовимся быстро подстроиться под новые условия. Как только появятся официальные разъяснения, мы сразу же будем делиться ими с абитуриентами — для нас важно, чтобы они чувствовали себя уверенно и понимали, что происходит на каждом этапе. 

А вообще хочется избегать ситуаций, когда серьезные нововведения вдруг резко возникают до общественного обсуждения. Изменения в принципе естественны для любой системы, но важно помнить: подготовка к поступлению — это марафон, который длится не один год. Абитуриенты вкладывают время, силы, деньги, нервы — и логично ожидать от системы стабильности или хотя бы прозрачных переходных периодов. Если правила меняются, должен быть понятный временной лаг, чтобы никто не чувствовал, что его усилия были потрачены впустую из-за решения, принятого «вчера»

Достаточно часто сейчас можно услышать мнение, что слишком много развелось юристов и экономистов. Я эту позицию не разделяю. Нет смысла сравнивать экономистов, да и юристов с первоклассной подготовкой, с выпускниками не самых сильных, а иногда даже сомнительных вузов. Для развития экономики нужны не только инженеры, айтишники и предприниматели, а безусловно нужны грамотные экономисты, чьи знания дополняют STEMовские, к которым сейчас большой интерес. (STEM - это акроним, обозначающий направления в науке, образовании и карьере: Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика) - примечание редакции). Неправильно создавать перекос ни в ту, ни в другую сторону. Нам бы хотелось, чтобы это было общим пониманием. Во-первых, именно эти области — инженерные или связанные с ИТ — в большой степени будут подвергаться автоматизации под воздействием искусственного интеллекта. Во-вторых, если развитие технологий будет опережать развитие организационных практик и экономического мышления, то не будет никаких возможностей этот дополнительный потенциал полноценно реализовать. Мы это можем заявлять ответственно, потому что видим спрос на экономическое и финансовое образование со стороны людей, у которых есть первоклассные инженерные знания.  

У нас уже есть образовательный курс по финансовому обучению инженеров крупной нефтехимической компании. 


Участие Антона Суворова в Восточном экономическом форуме, сентябрь 2025

В СМИ периодически поднимается тема полной отмены бакалавриата и магистратуры в России. Насколько это реальный сценарий? 

Двухступенчатая система — бакалавриат и магистратура — фактически стала мировым стандартом. Она встречается повсеместно — не только в Европе или Северной Америке, но также в Азии, Латинской Америке, в Африке. В этом есть большой плюс. Студенты имеют хорошие возможности для академической мобильности. Даже если мы формально не являемся членами Болонской системы, сохранение возможности придерживаться двухступенчатой системы для вузов и программ, которые состоялись и зарекомендовали себя именно в таком формате — это необходимое требование к ответственной политике в сфере образования. Не нужно губить курицу, которая несет золотые яйца. Нужно сохранять все лучшее, но при этом нужно давать возможность развивать и другие форматы, если по каким-то направлениям ведущие университеты чувствуют в этом потребность. 

В одном из консалтинговых отчетов сказано, что нынешние абитуриенты и студенты в целом более тревожные, чем были раньше. Как вы как ректор и как исследователь поведенческой экономикипосоветовали бы справляться с повышенным стрессом? 

Своевременное поколение кардинально отличается от других. У них другие ценности и ожидания от образования. При этом фоновые тревожности становятся нормой. Что делать? По теме борьбы со стрессом я бы вспомнил Виктора Франкла и его логотерапию. Осознанность — вот что имеет значение. В любой ситуации, будь то внешний кризис или внутреннее смятение, прочная система ценностей становится нашим ориентиром. Она не только помогает найти выход из трудностей, но и дает опору для преодоления переживаний. В этом и заключается главный принцип: четкое понимание своих приоритетов и целенаправленное движение к выбранным целям. Важно развивать чувство контроля, когда вокруг хаос.

Как же это делать, если внешние «правила игры» постоянно меняются, в том числе визовые для абитуриентов, например?

Может немного банально прозвучит, но мысль действительно мудрая: нужно уметь фокусироваться на главном и понимать, что не все в наших силах, но очень многое. Нужно понять, на чем надо сосредоточиться, а что просто принять. 

Я могу здесь свою личную историю рассказать. Когда я учился в РЭШ, в какой-то момент я понял, что хочу поехать на PhD. Причем я мечтал о Гарварде, Принстоне, может быть, Массачусетском технологическом институте (MIT). Тогда у нас был координатор, который помогал поступать, консультировал. Он у меня спрашивает: «Какой у тебя рейтинг?» Я говорю: «Двенадцатый» (сейчас уже точно не помню, примерно). Он мне в ответ: «Если ты хочешь в Гарвард, тебе нужно быть первым или вторым; если ты третий, то это уже в Стэнфорд. Хочешь — попробуй какой-нибудь один университет первой десятки, Пенсильванский университет, например». Стал называть другие хорошие университеты.

И я был, конечно, наивный дурачок. Я подумал: «Ну чего я туда поеду?» Один вуз в глуши, другой еще почему-то мне не понравился. Как-то я, в общем, скис. И тут координатор вдруг мне говорит: «А ты не хочешь в Европу поехать?» Рассказал мне в том числе про Тулузу, дал мне проспект. А я смотрю, что там работает Жан Тироль, а я в тот момент читал с упоением его учебник по отраслевой экономике. Любимый мой учебник был, интересный и очень глубокий одновременно. И тогда я подумал: «Если такой человек там работает, наверное, это хорошее место». И я решил, что можно туда поехать. И потом ни секунды об этом не жалел.

Важно понимать, что какие-то наши задумки могут встречаться с препятствиями, которые на первый взгляд могут казаться непреодолимыми. Тогда нужно подумать, что именно для вас важно. Так ли важно поступить в конкретный университет? Это просто мечта, или иррациональная идея-фикс? Или важны какие-то конкретные качества этого университета? Тогда можно поискать другой вариант, который не только позволит получить большую часть тех же знаний и компетенций, но, может быть, и еще что-то свое.


Пикник РЭШ, сентябрь 2025

С появлением собственной аспирантуры РЭШ стала вузом полного цикла. Какие исследования сейчас проводят аспиранты? 

Наши аспиранты проводят исследования, находясь на стыке не только разных дисциплин, но и эпох. Очень разные и интересные темы. Даниил Горбунов (МАЭ’2023, АСП’2026) исследует влияние человеческого капитала и социальных связей на производительность, обращаясь к примеру русских старообрядцев, а также анализирует последствия системы концессий в дореволюционной России. Арина Родина (АСП’2027) изучает иррациональные искажения в восприятии мигрантов и то, как различные нарративы влияют на это восприятие. Александр Власов (БАЭ'2021, МАЭ'2024, АСП’2027) фокусируется на моделях денежной экономики и изучает неопределенность процентных ставок через призму риск-нейтральных плотностей. Григорий Королев (МАЭ'2024, АСП’2027) работает на переднем крае финансов, анализируя реалии и мифы децентрализованного финансирования (DeFi) и занимаясь позиционным анализом в системах автоматического маркет-мейкинга. В свою очередь, Даниил Спиридонов (МАЭ'2024, АСП’2027) исследует, как региональная структура банковского сектора России влияет на передачу денежно-кредитной политики. Эти разнообразные и глубокие исследования демонстрируют высокий научный потенциал молодых экономистов Школы.

Остается ли у вас время на науку? 

Остается гораздо меньше, чем хотелось. Сложно все успевать. Давайте я прямо скажу, что я страшно благодарен моим соавторам, которые, на самом деле, делают большую часть работы и входят в мое положение, учитывая мою высокую административную нагрузку в качестве ректора. Из актуальных статей хотелось бы выделить совместное с Герхардом Тевсом исследование об отношении россиян к изменению климата и уровне их осведомленности об этой проблеме. И второе исследование о чрезмерной самоуверенности, которое я пишу вместе с моими давними соавторами — профессором Йеруном ван де Вэном из Университета Амстердама и профессором Мари Клэр Виллеваль из Лионского университета. Мы рассматриваем, способствует ли обмен информацией в группе коррекции чрезмерной индивидуальной самоуверенности или, наоборот, та самая чрезмерная уверенность будет усиливаться от общения в замкнутой группе и приводить к провальным, иррациональным решениям. Это не абстрактные вопросы, а актуальные для многих организаций.

Мы много говорили сегодня о вкладе выпускников в развитие Школы. Есть и еще одно направление это их участие наряду с профессорами РЭШ в просветительских проектах. Спасибо, что вы тоже находите на это время. Насколько просветительское направление важно для Школы? 

Мне кажется, невероятно важно. Сейчас в обществе и вообще в мире возникла довольно парадоксальная ситуация: с одной стороны, доступность знаний, мы видим невероятные успехи в науке, ожидаемая продолжительность жизни в большинстве развитых стран уже больше 80 лет, а еще два века назад жили в среднем всего 30 лет, в том числе из-за очень высокой детской смертности. И живут, в общем, гораздо более благополучно, чем раньше — меньше болезней, и в космос мы летаем, и другие достижения. Одновременно с этим есть миллионы людей, которые верят в плоскую Землю и скептически относятся к вакцинам или генномодифицированным продуктам, или не верят в климатические изменения и так далее. Поэтому именно сейчас умение разговаривать о науке, о научных знаниях, но при этом делать это живо, интересно, увлекательно, это невероятно важная миссия. И я рад, что нам это удается делать. У подкаста РЭШ «Экономика на слух» скоро день рождения — 5 лет, сейчас идет юбилейный 20-й сезон. И мы уже превысили 3 миллиона 200 тысяч прослушиваний. А общий охват просветительских проектов, в том числе научно-популярного портала GURU, пробил отметку в 4.5 миллиона. Я поздравляю всю редакцию GURU с такими рекордными цифрами! Сооснователь Школы, экономист Гур Офер, в честь которого назван наш портал и Просветительские дни, нами бы точно гордился. Я особенно рад, что Просветительские дни становятся площадкой для настоящего диалога. В них участвуют не только профессора и выпускники, но и внешние эксперты, а слушатели могут задавать вопросы, спорить, обсуждать. Такой формат живого общения делает обмен знаниями гораздо более глубоким и осмысленным.

Отдельно стоит упомянуть новое подкаст-реалити «Карьерный алгоритм». Для нас очень важно, что мы не просто формально даем классное образование нашим студентам, а максимально помогаем им состояться в жизни и сделать успешную карьеру. Знаний и опыта у РЭШевцев накопилось много, и мы рады ими делиться в новом подкасте. Мы благодарны всем нашим партнерам, которые тоже в этом помогают и поддерживают наши проекты и финансово, и интеллектуально. В этом еще одна отличительная особенность проектов РЭШ — мы привлекаем лучших, в том числе внешних экспертов, расширяя сообщество РЭШ. 

Выпускной РЭШ, июль 2025

Ну и могу с радостью анонсировать запуск еще одного нового просветительского проекта. Пока никаких деталей не буду раскрывать, пусть будет сюрприз. Следите за сайтом и соцсетями РЭШ. 

И подписывайтесь на рассылку РЭШ. 

Точно.

В соцсетях РЭШ, кстати, среди самого популярного контента это рекомендации книг. Назовите три последние книги, которые вы прочитали. И три книги, которые считаете, что стоит прочитать любознательным молодым людям и не только молодым в конце 2025 года. 

Есть такая книга «Упорство» Анджелы Дакворт. Она про то, что для полной и счастливой жизни важно, с одной стороны, не бояться ставить себе достаточно амбициозные цели, а с другой — проявлять действительно завидное упорство в их достижении. И то, и другое важно. Важен отказ от ложной скромности, чрезмерной осторожности и страха перед ошибками. А с другой стороны, без настоящего упорства — по-другому не скажешь — достичь желаемого просто невозможно. Еще одна книга, которая развивает эту же мысль и ей созвучна — это новая книга Ильи Стребулаева «Венчурное мышление. 9 принципов роста бизнеса в любых условиях» (в соавторстве с Алексом Дангом). Я только начал ее читать. Она фокусируется на том, как важно не бояться ошибок и экспериментировать. 

«Мышление третьего тысячелетия. Поиск смысла в мире бессмыслицы», Сол Перлмуттер, Джон Кэмпбелл, Роберт Маккун. Эту книгу на троих написали физик, Нобелевский лауреат, психолог и философ. Авторы показывают, что научный взгляд на мир на самом деле может быть полезен и в жизни, и в работе, а не только где-то в стенах университетов. И в этом смысле «Мышление третьего тысячелетия» очень перекликается с мыслями из книги Ильи Стребулаева, в которой тоже рассказывается про то, что венчурное мышление на самом деле полезно и применимо далеко за пределами сферы венчурного финансирования.

«Преимущество сотрудника: почему бизнес процветает, когда ставишь работников на первое место» (The Employee Advantage: How Putting Workers First Helps Business Thrive Hardcover), Стефан Мэйер. Эта книга про то, как важно компаниям думать не только о своих клиентах, но и о своих сотрудниках. Главный тезис Мэйера заключается в том, что инвестиции в осмысленную и комфортную рабочую среду — это не напрасная трата ресурсов, а «убивает сразу двух зайцев» — создает дополнительную ценность и делает сотрудников счастливыми. Актуальная для нашего времени книга. 

«Как меняться. Наука, которая поможет преодолеть внутренние препятствия на пути перемен», Кэти Милкман. С одной стороны, это книга практическая, которая учит преодолевать свою прокрастинацию, лень, чрезмерную самоуверенность. В то же время, как и все качественные издания, она опирается на проверенные научные исследования, что делает ее рекомендации не только полезными, но и достоверными.

«Отрицатели науки. Как говорить с плоскоземельщиками, антиваксерами и конспирологами», Ли Макинтайр. Книга не только про то, почему в 21 веке возможны дремучие представления о жизни, но и про то, чего многим так не хватает сейчас — это человечность. Может быть, ученые и просвещенные люди просто недостаточно стараются и поэтому не могут донести до антиваксеров и любителей теорий заговоров свою позицию и убедить их? Ли Макинтайр предпринимал очень много искренних и доброжелательных попыток разговаривать с «отрицателями науки». В частности, он ездил на съезд плоскоземельщиков. Но оказалось, что дело не в силе убеждения. Часто люди верят в какие-то странные вещи, потому что в эти странные вещи верят близкие им люди. И отказ от таких убеждений будет означать социальную катастрофу. 

Вечер встречи выпускников Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, июнь 2025

Бонусную — уже седьмую — книгу еще назову. Даже не книгу, а писателя. Очень рекомендую всем перечитать Эрнеста Хемингуэя, у которого невероятное чувство стиля. Я люблю у него почти все, начиная с ранних рассказов и заканчивая «Островами в океане». Это часто очень живые истории, которые показывают, как важно быть внимательным в жизни и наблюдательным. Кроме того, это еще и ценность точного, лаконичного и образного текста сама по себе. Сейчас кажется, что искусственный интеллект прекрасно за нас напишет любой текст. На самом деле нужно развивать чувство стиля — хотя бы для того, чтобы оценить, насколько хорошо ИИ справился со своей задачей, если уж самому лень писать. Мне кажется, что умение и писать точные тексты, и ценить их никогда не потеряет своей востребованности, а Хемингуэй в этом смысле один из эталонов. Подробнее — на «книжной полке» GURU. 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки