Перейти на старую версию сайта
«В РЭШ надо быть перфекционистом»
Пт, 09 июня 2017

«В РЭШ надо быть перфекционистом»

Сергей Базылик, выпускник РЭШ этого года (MAE’2017), уже стал PhD-студентом Чикагского университета (University of Chicago). Мы от всей души поздравляем Сергея! Интервью с ним продолжает серию интервью с выпускниками, которые в 2017 году поступили на PhD в самые авторитетные вузы мира.

Почему вы решили получить экономическое образование?

Я пришел к этому в результате довольно долгого процесса. Мое первое образование – это Московский физико-технический институт (МФТИ, он же Физтех), кафедра физики и техники низких температур, но уже примерно к концу второго – началу третьего курса я осознал, что физика мне нравится все меньше и меньше, и начал подыскивать себе какую-нибудь другую специальность. Одновременно с учебой в Физтехе я играл в дебаты – принимал участие в чемпионатах по дебатам, в том числе международных. На этих турнирах я пообщался с ребятами из Гарварда и других ведущих университетов мира, которые занимаются экономикой, и в какой-то момент понял, что достаточно большое количество проблем так или иначе упирается в экономику и изучается в рамках этой дисциплины. Я подумал, что это может быть мне интересно, и решил попробовать.

Почему вас привлекла именно Российская экономическая школа?

После того как я выбрал экономическое направление, мне было уже достаточно понятно, куда поступать в магистратуру: в России не такой большой выбор хороших экономических вузов. Собственно говоря, о РЭШ мне впервые рассказал Илья Андросов, выпускник программы «Магистр экономики» (MAE) 2012 года, с которым я познакомился как раз на дебатах. Дальше я уже сам узнавал подробности о РЭШ – и мне стало совершенно ясно, куда я должен идти.

Решение насчет РЭШ я окончательно принял уже где-то к четвертому курсу Физтеха.

Были ли у вас трудности при поступлении в магистратуру РЭШ?

Было одно смешное препятствие. Я пытался заблаговременно сдать тест GRE и поступить по его результатам. Но дома при подготовке к GRE для заполнения бланков я использовал ручку, а на самом экзамене выдавали карандаши, которые, как оказалось, пишут и штрихуют гораздо медленнее. Поэтому я не успел заполнить бланк ответов, так что результат GRE оказался очень плохим. В итоге пришлось готовиться повторно и сдавать внутренний экзамен в самой РЭШ. Кроме этого забавного, на мой взгляд, эпизода, больше никаких трудностей при поступлении у меня не возникло.

А с какими трудностями вы столкнулись во время учебы?

Самое тяжелое – но и самое интересное! – это попытаться найти тему для собственного исследования. У меня, например, с первого раза это не получилось.

Была еще одна крайне серьезная трудность: необходимость справиться с собой. Так, например, на первом курсе я не слишком много времени уделял учебе, подошел к ней довольно-таки халатно. А в РЭШ надо посвящать учебе все свое время.

Но зато, если этот барьер преодолен, сам процесс учебы относится скорее к тем вещам, которые сложностей не представляют. Просто надо учиться. Как, в общем-то, и в других хороших университетах, от которых в этом плане РЭШ не сильно отличается.

Итак, после первого курса вы принялись за учебу с большей отдачей. Оставалось ли у вас все-таки время на ваши увлечения?

Да, конечно, немного времени оставалось. Мои увлечения – это баскетбол и автожурналистика. Правда, пока писать самому не получается, но, думаю, в дальнейшем будет больше возможностей, чтобы этим заняться.

Что вы можете сказать про атмосферу РЭШ, какие сильные стороны Школы можете выделить?

В МФТИ было более спокойно, но при таком настрое я меньше использую свои ресурсы. Мне не хватало той атмосферы, какая присутствует в РЭШ: здесь – конкуренция, состязательность, рейтинги. Это очень помогает, если какой-то предмет, скажем, не очень мне интересен (или, скорее, он интересен – просто в этот момент я не понимаю его значимость и полезность, а оценю только потом). Так вот, даже в этом случае элементы соревнования все равно не позволяют ни на минуту расслабиться. Ты вынужден продолжать усиленно работать, а потом через какое-то время возвращается интерес. Это очень здорово. Благодаря такой системе те, кто учатся в РЭШ, гораздо реже бросают выбранное направление, чем в других учебных заведениях, и с весьма высокой вероятностью никогда не поменяют свое мнение «мне здесь нравится» на противоположное. Если бы атмосфера такого же типа была в Физтехе, это, возможно, спасло бы мой интерес к физике.

Еще в РЭШ – принципиально другие отношения с профессорами: значительно более неформальные и эффективные. Профессора в гораздо большей степени, чем в других вузах, помогают студентам разобраться с учебой – не столько с предметами, сколько с отношением к науке.

Две эти вещи – это основные различия, отличающие РЭШ от любого другого хорошего университета.

А какие, на ваш взгляд, рэшевские студенты?

На самом деле я в основном контактировал с теми людьми, одновременно с которыми я поступил в РЭШ: нас пришло сразу несколько человек из Физтеха, с одного факультета и примерно одного года. Но если говорить про других студентов в целом, то я хочу отметить их высокий уровень. В РЭШ нет такого, чтобы кто-то из ребят оказался глупым или с ним было бы неинтересно общаться.

И еще хотелось бы спросить: чего, по вашему мнению, не хватает РЭШ?

Мне лично не хватало времени. На Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ, мне кажется, этот вопрос решен: там студенты учатся долго – у них есть целых четыре года на поиск себя, так что у них комфортные условия. Но у нас на магистратуре со временем трудно (на мой взгляд, это самая большая проблема магистратуры): так, например, если ты хочешь идти учиться дальше на PhD, то у тебя мало времени, чтобы, во-первых, это осознать, и во-вторых – чтобы успеть сделать хорошее исследование, важное для поступления на сильную PhD-программу. Но такова объективная реальность: магистратура строго ограничена двумя годами, и с этим ничего не поделаешь.

Еще я думаю, что было бы отлично, если бы существовал специальный предварительный математический лагерь, который бы помог сделать дальнейшее обучение в РЭШ более ровным. Дело в том, что при поступлении у нас у всех был совершенно разный уровень подготовки в области математики. Мне бы самому тоже не помешало бы заранее узнать какие-то методы, которые чаще используются в РЭШ, – так мне было бы более удобно учиться. Кстати, такой лагерь может быть не только математическим – хотелось бы, чтобы еще давали знания по экономическому софту.

На самом деле, когда я учился, я больше замечал минусы не в Школе, а в себе. Я уже упоминал, что в начале учебы я недостаточно внимательно к ней отнесся, как следствие – недостаточно хорошо учился, как мне кажется. И это тогда ограничивало мои возможности – я это видел и чувствовал.

А в самой РЭШ минусов как таковых для меня почти не было. Школа полностью оправдала мои ожидания.

Теперь провокационный вопрос: вы увлекались дебатами и даже становились победителем и финалистом на чемпионатах, но так и не организовали клуб дебатов в РЭШ, хотя могли бы. То есть вы, получается, не внесли свой посильный вклад в улучшение и развитие Школы – в обмен на то, что она вам дала. Почему?

На уровне РЭШ мне лично не нужны были дебаты, но я думаю, что и другим студентам они были бы не нужны. Просто в профессиональном плане – и с точки зрения РЭШ в целом – польза от них, мне кажется, была бы не очень большая. Дебаты – это то, что учит людей несколько шире думать, но не то, что помогает им становиться учеными или, к примеру, сотрудниками консалтинговых компаний. Конечно, студенты научились бы лучше говорить, и это могло бы им поспособствовать на собеседовании… но это, наверное, всё, что касается пользы дебатов для будущей карьеры.

Второе важное соображение: если играть в дебаты, надо играть хорошо, то есть клуб должен постоянно ездить, выигрывать чемпионаты. Но это требует очень больших временных инвестиций и внушительной подготовки каждого из игроков.

Тем, кто вступил бы в наш клуб дебатов, пришлось бы делать выбор: одно из двух – или играть в дебаты, или хорошо учиться в РЭШ. У меня был опыт организации такого клуба в Физтехе, и там я наблюдал все последствия этого выбора: если ты играешь, ты начинаешь учиться хуже, и наоборот – если ты старательно учишься, то игрок из тебя никакой. Лично я такой выбор в РЭШ сделать был не готов. Думаю, что и многие другие были не готовы.

Так что мне показалось, что клуб дебатов в РЭШ организовывать не стоит. Он бы вряд ли получился хорошим, а если не получается сделать хороший клуб дебатов – то лучше не делать никакой. Я решил не браться за то, что я не смогу сделать на должном уровне.

Если оставить в стороне вопрос дебатов, то я, разумеется, стремлюсь дать Школе что-то взамен – иначе и быть не может. Вот почему в течение некоторого времени я вел семинары у первокурсников в РЭШ. В этом, конечно, была и некоторая личная заинтересованность: мне было интересно – смогу ли я? И еще, так как я много учился и мало с кем общался, это был чуть ли не единственный способ познакомиться со многими ребятами с первого курса.

Теперь давайте наконец поговорим на самую животрепещущую тему – о вашем поступлении на PhD. Как вы пришли к мысли, что после магистратуры РЭШ вы хотите получить степень PhD?

Я сразу, поступая в РЭШ, думал о последующем PhD. Однако у меня были очень серьезные сомнения в конце первого курса магистратуры. Как я уже говорил, на первом курсе я уделял занятиям меньше времени, чем следовало бы; стал, по моему мнению, хуже справляться с учебой – и мне стало ясно, что на наиболее престижные и сильные PhD-программы я вряд ли смогу претендовать. Я начал думать, что я вообще недостаточно талантлив для PhD. Для меня это был достаточно трудный период. В тот момент я собирался уйти в построение обычной карьеры в консалтинге или финансах.

Вы, судя по всему, типичный перфекционист – это видно и по предыдущим вашим ответам…

Да, это наверняка перфекционизм – хотя, с другой стороны, в РЭШ сложно не быть перфекционистом, тут по-другому не бывает. Надо быть одним из лучших. Ведь только в этом случае есть шанс поступить на PhD в топовый университет – или же занять перспективную должность в успешной компании.

Возвращаясь к нашему разговору: как мы видим, вы все-таки не отказались от мысли о PhD. Что на вас повлияло?

На меня повлияли два обстоятельства. Первое – общение с нашими профессорами Хосни Зоаби и Сергеем Измалковым: они из тех людей, которые умеют заинтересовать наукой. И то, что я в результате общения с ними и чтения статей увлекся наукой и захотел заниматься ей всерьез, – это, конечно, основной фактор. Второе – беседы с людьми, которые работают в различных компаниях (в первую очередь в сфере консалтинга – тогда меня привлекал именно он): мне не очень понравилось то, чем они занимаются. Мне показалось, что это выглядит достаточно скучно, не креативно. После разговоров со знакомыми сотрудниками компаний «большой тройки» я не нашел для себя в их деятельности никаких плюсов, кроме возможности зарабатывать деньги. Но я считаю, что с таких позиций принимать решение о собственном будущем не стоит, это не мой вариант.

Таким образом, я все-таки решил двигаться в сторону PhD.

И вот в итоге вы поступили на PhD в Чикагский университет (University of Chicago).

У меня также были предложения и из других университетов (например, таких, как Brown University, Duke University), но почти все они хуже в плане академической репутации и рейтингов. Кроме того, интересующая меня тематика – это политическая экономика и development economics, а в Чикагском университете эти направления очень сильны. Поэтому, когда я получил оффер из Чикагского университета, все остальные предложения отклонил. Так что скоро я еду учиться в Чикаго, и пока что мой план на будущее (и это логично для PhD-студента) – это академическая карьера.

Но если я когда-нибудь все же захочу работать в индустрии, я всегда смогу перейти в эту сферу после PhD. Ведь степень PhD не сужает, а, наоборот, значительно расширяет спектр путей и возможностей, которые перед тобой открыты. В этом смысле это очень безопасный выбор, и для меня это тоже было важно, когда я принял решение относительно PhD. Уезжая на учебу, я ничего не теряю – ни в плане личностного роста, разумеется, ни в чем-то еще, – кроме, может быть, потенциальной зарплаты, какая могла бы быть у меня в ближайшее время в консалтинге или финансовом секторе. Но это не главное.

Если честно, ваш путь, который вы в конце концов избрали, не удивляет: ведь программа MAE, на которой вы учились, как раз делает серьезный упор на то, что после ее окончания студенты – во всяком случае, многие – пойдут на PhD.

Да, это сильное преимущество РЭШ и конкретно MAE, и этим Школа заманивает к себе ребят и из Физтеха, и, например, с мехмата МГУ, потому что там не очень хорошо с перспективами. В частности, в Физтехе, к сожалению, слабо работают со студентами и плохо направляют их, поэтому примерно у половины нашего набора появились сомнения и вопросы: хочу ли я заниматься физикой? чем еще я могу заниматься дальше? И возможность успешной научной карьеры в другой области весьма прельщает. Еще для меня лично – как физика – было важно, что на MAE экономика и математика – прикладные, и МАЕ дала мне прекрасный шанс заняться другой интересной прикладной наукой.

А вот, кстати, новые прикладные программы, недавно введенные в РЭШ (например, «Финансы, инвестиции, банки»), – они, по сравнению с MAE, другие. Видно, что интересы студентов этих программ вращаются вокруг разнообразных кейс-чемпионатов, а не науки. Мое личное впечатление – что уровень этих студентов чуть ниже, чем на MAE, но на самом деле у них просто другие цели: они ориентированы на практику. Если это и плохо, то только с точки зрения возможной академической карьеры. Но новые прикладные программы затем и созданы, чтобы набирать людей, которые затем сразу идут строить карьеру в индустрии. Так что с этими программами всё в порядке.

После того как вы получите PhD и уверенно встанете на ноги, вы хотели бы оказывать поддержку РЭШ, в том числе финансовую?

Обязательно! Если я стану профессором и у меня будут деньги, я хотел бы делать вклады в эндаумент, помогать студенческим проектам. Я никогда не буду терять связь со Школой.

А вы бы вернулись обратно в Россию?

Если я вернусь – то, конечно же, в РЭШ!

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки