Перейти на старую версию сайта
Собери свой бакалавриат. Часть 1
Пт, 18 марта 2022

Собери свой бакалавриат. Часть 1

В основе Совместной программы бакалавриата РЭШ и ВШЭ (BAE) лежит система обучения, в которой, благодаря большому разнообразию курсов по выбору, студенты имеют возможность определять для себя индивидуальные траектории развития и реализовывать свои разносторонние интересы, находя себе применение в различных сферах деятельности.

Здесь можно получить первоклассное экономическое образование и попробовать себя в разных областях науки, от истории искусств до нейробиологии. Мы поговорили со студентами и выпускниками и выяснили, как учить то, что хочешь и определиться со своей карьерной и жизненной траекторией за четыре года бакалавриата.

Сайдаш Мифтахов, BAE’2021. О четвертом курсе и курсе на IT

Я поступил на BAE в 2017 году, приехал в Москву из небольшой деревни в Татарстане. До того, как я стал призером Олимпиады по экономике в 11 классе, я даже не знал о существовании такой программы. Когда стало понятно, что теперь у меня карт-бланш при выборе вуза (призеры и победители Всероссийских олимпиад поступают на бюджет без вступительных испытаний — прим. ред.), все как один начали твердить, что лучше пойти учиться на Совместную программу РЭШ и ВШЭ. Я решил прислушаться к руководителям региона, учителям, другим ученикам, с которыми мы вместе участвовали в Олимпиаде, начал искать информацию и сделал выбор в пользу Совбака (Совместного бакалавриата — прим. ред.).

Я руководствовался тремя аргументами. Во-первых, мне нравилась экономика. Я понимал, что в этих вузах её будут преподавать на высоком уровне. Во-вторых, я знал, что на программе меня ждут потрясающие люди — призеры и победители олимпиад, это очень мотивированные и эрудированные студенты, с ними интересно учиться, постоянно тянешься вверх. В-третьих, подкупила некоторая свобода: ты сам выбираешь, что будешь учить, можешь планировать своё время и заниматься чем-то помимо пар.

Учебный процесс изнутри

Ядро программы держится на трех китах: экономика, математика, английский. Из предметов по этим дисциплинам складывается обязательный минимум, который проходишь на первых курсах, но и здесь можно выбирать. На первом курсе студентов распределяют по уровню английского, и учить его в зависимости от результатов можно два, четыре или шесть семестров. Когда уровень владения языком подтягивается, идешь на понравившиеся курсы: от «Академического письма» до «Героев в популярной культуре». По математике и экономике есть обязательные дисциплины: введение в экономику, макро- и микроэкономику, эконометрику ты учишь точно, — а еще семь или восемь экономических дисциплин выбираешь сам.

После второго курса выбор предметов становится больше, ты полностью сам строишь свою образовательную траекторию. Я действовал по принципу «попробовать всё». На первом курсе учил нейробиологию и углубленную математику, на втором — политологию и философию, потом опять вернулся к математике. В этом и прелесть программы, ты можешь исследовать то, что тебе больше нравится, пробовать разные дисциплины. Только так можно разобраться, что тебе ближе.

От учителя математики до IT

В школе я хотел стать учителем математики. Остаться в деревне, нести знания подрастающему поколению. Но я все же поступил и переехал в Москву, планы изменились.

На первом курсе я пытался успеть за программой, занимался только учебой. На втором решил, что пора где-то получить реальный опыт, тем более, что практически все однокурсники уже работали, хотелось не отставать. Я устроился в «Московский клуб управляющих хедж-фондами», посмотрел, как устроена работа с финансами изнутри.

Летом после второго курса передо мной встал выбор: начать учиться программированию или устроиться работать аналитиком в банке. Я остановился на обучении и считаю это одним из лучших выборов в своей жизни. До этого я был очень далек от IT, а тут попробовал, втянулся. На третьем курсе среди прочих дисциплин можно было пойти на курс «Машинное обучение», я не раздумывая выбрал его. Так я продолжил развитие в IT, еще больше убедившись, что это то, чем я хочу заниматься. В этом году я получаю диплом бакалавра, после планирую пойти в магистратуру, связанную с этой сферой.

На совместной программе ты учишься мыслить фундаментально. После большого количества лекций, домашних заданий, проектов, курсов из разных областей в голове складывается многогранная картина мира. Все курсы направлены в глубину, ты понимаешь, почему и как устроены те или иные процессы, как всё в этом мире связано и работает. С этим бэкграундом легче определиться, что именно ты хочешь изучать и как это можно сделать. На мой взгляд, именно эту задачу и должен решать бакалавриат.

Анастасия Невзгода, BAE’2019. Об искусстве и консалтинге

Я училась в Воронеже, в физико-математической школе, но в какой-то момент поняла, что точные науки — не мое. Случайно от одноклассников я узнала о Центре довузовской подготовки ВШЭ, где начала изучать экономику, в итоге выиграла Всероссийскую олимпиаду. Мне повезло услышать о Совбаке от друзей и преподавателей. В то время я еще недостаточно четко формулировала для себя, какую специальность хочу приобрести, с чем связать жизнь. В программе меня привлекло в том числе и это: возможность на высоком уровне изучить экономику, держать какой-то фокус, но при этом получить шанс прикоснуться к совершенно разным наукам, попробовать себя в нескольких областях.

Сейчас я считаю, что бакалаврское образование — это не про обретение специальности и каких-то фундаментальных знаний в одном предмете. Это о том, чтобы расширять свои горизонты, что-то увидеть, прочувствовать, что-то лучше понять про себя. Когда ты поступаешь на первый курс, у тебя еще мало такого исследовательского опыта: тебе кажется, что у тебя только пара интересов, и ты будешь заниматься только ими. А на Совбаке в тебе воспитывают смелость, чтобы пойти и познакомиться с чем-то новым, попробовать, остановиться или продолжить погружаться в в ту или иную тему.

Вечеринки и искусство

В детстве я занималась в художественной школе, писала картины, то есть знала искусство с практической точки зрения. Однако там нам особо не давали теоретическую базу. Во время бакалавриата же со мной случился курс «История искусств», и мое детское увлечение раскрылось совсем в ином ключе. Я поняла, что мне интересно изучать истоки направлений, их пересечения, конфликты идей, интересно концептуализировать то, что я вижу, или то, что создаю. Я работаю в консалтинге и здесь мало связано с искусством, но с ним переплетена остальная жизнь. Теперь, планируя отпуск, я первым делом отталкиваюсь от того, в какой музей или галерею мне хотелось бы попасть.

Программа собирает людей, которые постоянно исследуют этот мир, с ними интересно пробовать новое, экспериментировать. И один такой эксперимент с моими друзьями с Совбака был в том, что мы организовывали техно-вечеринки. Однажды мы нашли большую площадку, кроме двух танцполов там было не занятое ничем помещение. Мы решили, что синтез музыки и искусства — это всегда здорово, и стоит не просто украсить все пространство, но и сделать самостоятельный арт-проект. Так как друзья-диджеи отвечали за музыкальное сопровождение, делать выставку предстояло мне. Я писала в соцсетях незнакомым художникам с предложениями поучаствовать, искала работы, придумывала концепт, связывала его с нашей вечеринкой. Это стало неким маленьким апофеозом моего увлечения искусством с позиции концептуализации, кураторства, менеджмента.

О консалтинге и разрушении рамок

Да, я открыла в себе сторону, которая тянется к творчеству, искусству. Но при этом я все же окончила экономический вуз, во мне есть интерес и к более «приземленным» вещам. Консалтинг позволяет окунуться в разнообразные варианты бизнес-среды, внутри которой ты можешь вновь исследовать разные грани мира. Сегодня ты общаешься с директорами и продавцами в ритейл-сети, завтра — оптимизируешь издержки для нефтяной компании. При этом, я понимаю, что человек — не твердая, неизменяемая единица, в нем есть много потенциальных форм реализации. Возможно, однажды я захочу сменить вектор развития и найду работу в другой среде.

Я рада, что во время бакалавриата меня учили не тому, как работать в Excel или PowerPoint: такие практические вещи ты осваиваешь быстро и сам, когда возникает необходимость. Здесь я научилась шире смотреть на все окружающее. На обычных программах ты получаешь определенную рамку, концентрируешься на каком-то кусочке картины мира. Но за эту рамку можно выйти с помощью других дисциплин, другой оптики, которую получаешь на курсах вроде антропологии, социологии, философии. На бакалавриате я поняла, что экономика — не доминанта, с помощью которой нужно объяснять жизнь и поведение людей. Есть еще уйма других инструментов и способов взглянуть на мир. Это помогает в жизни и углубляет опыт ее проживания, какой бы карьерный трек вы в итоге не выбрали.

Дмитрий Александров, BAE’2020. Об инвестициях и СМИ

Как и многие, я поступил на Совместную программу РЭШ и ВШЭ после Олимпиады по экономике. На первых курсах я пытался определиться: в каком направлении мне хотелось бы развиваться? Сначала думал о PhD, затем ушел в работу, впоследствии даже открыл свое дело. Несомненный плюс программы в том, что здесь вокруг тебя множество умных, мотивированных, интересных людей. Я общался с профессорами, лекторами, выпускниками, которые продолжили обучение за рубежом, студентами старших курсов. Слушал их, примерял на себя разный опыт и пробовал разные дисциплины, чтобы понять, чем мне самому интересно заниматься.

Для меня на бакалавриате важнее было не какие знания дают, а каким навыкам учат. Самым ценным стало умение учиться и искать информацию. Сейчас, если мне нужно что-то узнать, я достаточно быстро и эффективно могу это сделать. Курсы я выбирал по принципу «изучить все». У меня хороший математический бэкграунд, я брал все доступные предметы по математике, чтобы легко их закрыть, и дополнял тем интересным, что еще не пробовал. Так, например, я попал на курс «Театр и драма». Нельзя сказать, что этот опыт помогает мне в бизнесе, но благодаря ему я расширил кругозор, стал больше понимать в устройстве мира, духовно обогатился. Это тоже очень важно.

Бизнес на втором курсе

То, что я начал заниматься финансами и предпринимательством, в каком-то смысле было естественно — я с детства видел пример отца, занятого в этой сфере. Бакалавриат давал свободу в плане выбора курсов и интенсивности учебы, поэтому у меня получилось совместить образование с работой, а затем и с открытием своего бизнеса.

На первом курсе я устроился в инвестиционную компанию, изучал, как всё устроено изнутри, знакомился с людьми. Затем мы работали над общим проектом вместе с будущими партнерами, произошла синергия, мы решили действовать. Так, когда я был второкурсником, появилась «Иволга Капитал». На сегодняшний день у нас четыре лицензии Центрального банка: на осуществление брокерской, дилерской,  депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Параллельный проект — СМИ PRObonds об облигационном рынке, я главный редактор. Когда бизнес только зарождался, нужно было его как-то продвигать. Мы решили не пробиваться на чужие площадки, а создать свою. Экономическое образование, огромное количество эссе и других письменных работ на бакалавриате — все это позволило создавать контент, редактировать, приглашать внешних спикеров. Мы начинали как телеграм-канал, а теперь официальное СМИ с регистрацией в Роскомнадзоре, у нас 26 000 постоянных читателей.

Почему нужно поступать на BAE

Абитуриентом я рассматривал для себя классические программы по математике или физике. Выпускники таких узконаправленных специальностей — люди с очень сильной базой, они умеют решать сложнейшие интегралы и разбираются в тысяче формул. Но современному миру эти знания не нужны. Есть программные обеспечения, умные компьютеры, которые намного эффективнее нас в решении технических задач. А цель человека – это быть творцом в первую очередь, придумывать и создавать что-то новое.

Программа дает понимание, чем хочешь заниматься, расширяет кругозор. И между разными направлениями возникают неожиданные синергии, которые позволяют находить прорывные решения. Кроме того, это открывает больше дверей после получения диплома: ты успел попробовать себя в разных областях, поработал, твой бэкграунд гораздо шире, чем у выпускников классических вузов. Это ценится на рынке труда.

Еще на мой взгляд важно, что студенты учатся в системе правильных этических принципов. Не списывай, уважай чужой труд, соблюдай академическую этику. Если я встречаю выпускника Совбака любого года, я знаю, что это честный человек с острым умом, отличный собеседник, который умеет учиться и схватывает на лету.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки