Перейти на старую версию сайта
Внутри менторской программы РЭШ. Часть 1
Пн, 06 декабря 2021

Внутри менторской программы РЭШ. Часть 1

Менторская программа РЭШ – волонтерский проект, в рамках которого студенты и выпускники общаются и обмениваются опытом. Как этот проект зарождался в РЭШ? В чем его value для студентов, выпускников и Школы в целом? Как стать менти или ментором? На эти и другие вопросы в материале ответили координаторы проекта, выпускники программы MAF.

Дарья Волосова (MAF’18): как все начиналось

Я поступила в РЭШ на программу MAF в 2016 году. Сначала было не до студенческих активностей: я осваивалась в новой для себя области знаний после новосибирского мехмата, оперативно закрывала пробелы в английском, который во время бакалавриата мы почти не изучали. А на втором курсе появилось время, чтобы не только развиваться самой, но и развивать Школу.

На тот момент менторская программа существовала только номинально, не было выстроенной системы. Например, я сама приходила с карьерными вопросами в Центр развития карьеры и лидерства и там просила: «Посоветуйте, кто может проконсультировать вот в этой области». Мне давали контакты выпускника, и я сама с ним связывалась.

Вопросов действительно было много. В какой-то момент я поняла, что скоро я стану магистром, передо мной открывается сотня дорог, и делать выбор очень страшно. Ведь это очень ответственно: после окончания университета время очень важно, каждый год, месяц простоя – это потенциальные потери в зарплате или позициях через десять лет. Поэтому так ценно вовремя пообщаться со старшим товарищем, который уже прошел этот путь. Во-первых, он расскажет обо всех подводных камнях без купюр, даст информацию, о которой молчат на общих карьерных встречах. А во-вторых, взглянув на него, понимаешь, что он – тоже живой человек, он точно так же начинал с РЭШ, а уже добился таких высот. Это дает уверенность и поддержку.

Я поговорила с одногруппниками, оказалось, что такой запрос есть не только у меня. Так началась история возрождения менторской программы РЭШ.

Пробы, ошибки, организация

Одной такое провернуть было бы сложно, вместе со мной все организовывали Екатерина Шадрина (MAF’19) и Ирина Нирова (MAF’19). Личных историй участия в подобных программах у нас не было, поэтому мы вдохновлялись опытом ведущих европейских университетов.

Много времени ушло на то, чтобы продумать систему: как образовывать пары, как искать менторов (наставников) и менти (студентов, с которыми они работают), как организовать их взаимодействие. В первую волну мы просто быстро собрали сайт, создали почту [email protected] и рассылали выпускникам приглашения поучаствовать в программе в качестве менторов. Откликнулись 30 человек, что очень неплохо для старта.

Затем формировали базу менторов – по несколько раз возвращались к ним с уточняющими вопросами. Собрав их портфолио, начали собирать заявки от менти. Сначала мы мэтчили пары сами – сопоставляли запросы и экспертную область менторов. Позже от этой идеи отказались.

Методом проб и ошибок мы пришли к схеме, которая действует и сейчас. Менти отправляют заявку на участие. В ней они говорят о своем бэкграунде, образовании и о своей мотивации, что они хотят получить от программы. После того, как заявку приняли кураторы, менти открывается доступ к базе менторов. Там хранятся портфолио каждого наставника, описан их опыт, перечислены запросы, с которыми они могут помочь. Менти выбирает ментора и пишет кураторам, с каким вопросом он хотел бы пойти на консультацию, прикладывает CV. Мы отправляем этот пакет документов наставнику. Если он готов к общению, кураторы передают контакты ментора и менти друг другу и начинается их работа.

Что такое менторство

За время работы мы поняли, что не все понимают, что такое менторство. Например, некоторые студенты были уверены, что наставники найдут им работу. Конечно, бывают и такие кейсы, но цель у программы все же другая.

Я бы назвала это карьерным ориентированием – ментор делится своими знаниями, чтобы студент смог выбрать путь с максимальной реализацией своего потенциала. Один-на-один наставник делится своим опытом, опытом своих коллег. И слушает тебя, дает обратную связь, помогает структурировать мысли, понять собственные цели. Ментор как внешний консультант развивает тебя как проект. Но все же это человеческие отношения, в которых есть поддержка и вера в твой успех.

 

Глеб Володин (MAF’21): как программа живет сейчас

В должности куратора я был несколько лет. Началось все с личного опыта: для меня самого остро стоял вопрос, чем я хочу заниматься после университета, где смогу применить все знания и навыки, полученные в бакалавриате ВШЭ, а затем в магистратуре РЭШ. Как только я узнал о менторской программе, сразу понял, что она поможет лучше поставить цели и определить карьерный трек, и заполнил заявку на участие в программе в качестве менти. С ментором мы до сих пор, уже вне программы, периодически созваниваемся и обсуждаем цели и достижения. Участие в программе дало мне такой заряд мотивации, так много эмоций и энергии! Захотелось сделать все, чтобы о программе узнали как можно больше людей. Так я стал куратором.

Сейчас основной стрим работы – операционный. Мы обрабатываем новые заявки от студентов, добавляем портфолио новых наставников в базу. А еще теперь мы организуем мероприятия – это одно из новых направлений, которое появилось на программе в 2019 году.

Мероприятия – это встречи менторов и менти офлайн. На них можно познакомиться сразу со многими менторами, послушать их рассказы о себе и своем опыте, задать интересующие вопросы. Так решается сразу несколько задач: это и возможность рассказать о программе большему количеству людей, и снять опасения и страхи у тех, кто еще только думает об участии. И это же способ нетворкинга – заводят новые знакомства и узнают что-то полезное для себя и наставники, и студенты, и организаторы.

Новые форматы и новые участники

Все больше участников выбирают для себя формат разовых встреч. Долгосрочное сотрудничество ментор-менти подходит не всем, кому-то достаточно одного разговора, чтобы задать все интересующие вопросы и понять, как развиваться дальше. Для этого существуют консультации. Менти и наставник договариваются о встрече, рассказывают друг другу о себе, своем бэкграунде, задают вопросы и решают, будут ли они продолжать сотрудничество. Иногда разовая консультация перерастает в долгосрочное взаимодействие.

Также можно отметить увеличение числа участников. С начала 2020 года более чем в два раза увеличилось количество менторов, с 40 до 90 человек. Менти тоже стало больше: от 130 человек программа выросла до 220.

Как и зачем отправлять заявку

Студенты приходят в программу и становятся менти по нескольким причинам.

  • Это инструмент для самоопределения. Здесь студент находит то, чем ему было бы интересно заниматься после окончания университета. На программе он рефлексирует, оценивает свой опыт, строит долгосрочные планы развития и делает это вместе с наставником, мотивированным ему помочь.
  • Это возможность для нетворкинга. На встречах менторской программы можно познакомиться с огромным количеством людей, вдохновиться их примером и опытом.
  • Редко, но все же иногда это становится местом, где можно найти интересный проект или вакансию. Есть кейсы, когда через программу студенты устраивались на работу.
  • Наставник может помочь подготовиться к интервью в индустрию, в которой он работает (консалтинг / инвестиционный банкинг / data science) и грамотно составить CV для конкретной позиции.

Чтобы стать менти, нужно заполнить эту анкету. Мы принимаем заявки как от тех, кто только-только стал студентом РЭШ, так и от выпускников программ любого года.

Бывает, что вчерашние менти сами становятся наставниками, так как они понимают, какую большую ценность может принести человек с опытом студентам, которые только начинают профессиональный путь. Основная мотивация менторов, которые приходят в программу, – желание помочь своему университету, поделиться чем-то и таким образом соблюсти принцип «Learn, earn and return». Также это тоже способ и познакомиться с опытными людьми из разных компаний – другими менторами, и узнать, как смотрят на многие вещи начинающие профессионалы. Чтобы стать ментором, также достаточно просто заполнить анкету.

Win-Win

До недавнего времени программу координировали три человека. После того, как она «перезапустилась» в 2018, а затем из РЭШ выпустились Даша Волосова, Катя Шадрина и Ирина Нирова, от них руководство программой приняла Елена Парфенюк (MAF’20). Фактически год она координировала всю работу самостоятельно. Затем к программе присоединились мы с Сергеем Зайцевым (MAF’21). Буквально пару недель назад закончился найм новых координаторов: теперь программу поведут вперед Данил Спиридонов (MAE’23), Андрей Яценко (MAF’22) и Шуана Пербудагова (MAE’22).

В планах – новый отдельный сайт менторской программы с личными кабинетами, в которых будет отображена вся история участия, новые мероприятия и другие интересные инициативы. 

Каждый, кто тем или иным образом участвует в программе, будь то организационная помощь, посещение встреч, взаимодействие с ментором или менти, – в итоге развивает Школу. Потому что менторская программа это точка, в которой ярче всего видно силу комьюнити РЭШ. Здесь каждый готов безвозмездно делиться опытом и знаниями, чтобы молодые таланты полностью реализовывали свой потенциал, а матерые профессионалы могли взглянуть на себя и свою работу с позиций нового поколения.

Прочитать истории менторов и менти можно во второй части материала.

 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки