Перейти на старую версию сайта
Выпускница РЭШ Динара Акчурина: Совместные исследования вузов и бизнеса могут быть очень плодотворными для обеих сторон
Чт, 21 мая 2020

Выпускница РЭШ Динара Акчурина: Совместные исследования вузов и бизнеса могут быть очень плодотворными для обеих сторон

Расскажите, пожалуйста, о своих научных интересах и опыте учебы на PhD в INSEAD. О чем ваша диссертация?

Я заканчиваю PhD в INSEAD по программе маркетинга. Когда я подавала документы на поступление на PhD, в отличие от экономики и финансов маркетинг был не очень популярен, поэтому я не очень четко представляла себе особенности программы. В целом, анализируя свой опыт, могу сказать, что структура программы по маркетингу схожа со структурой программ по экономике – первые два года уходят на изучение различных учебных курсов, а начиная с третьего года обучения студенты полностью занимаются исследованиями. Основное отличие моей программы заключалось в том, что менее строгие требования к обязательным курсам (например, объем обязательной микроэкономики довольно сильно урезан) позволяли значительно раньше вовлечь студентов в исследовательскую работу. Этому также способствует небольшое число обучающихся, что позволяет профессорам уделить достаточно внимания каждому из них. Например, уже со второго курса я каждые две недели встречалась со своим научным руководителем. Конечно, меньшее количество обязательных классов может быть и минусом, но с другой стороны, при наличии самодисциплины, это оставляет больше времени для изучения предметов из сферы своих интересов.

Моя основная сфера исследований – это маркетинг в онлайн-образовании, прежде всего меня интересуют программы для детей. В своей диссертации я изучаю, каким образом необходимо сочетать образовательный и игровой контент в образовательных платформах для школьников. Практически во всех существующих обучающих программах для детей имеются игровые элементы – например, аватары, игры, виртуальные комнаты, забавные персонажи. Их основная цель – сделать обучение более веселым и интересным и таким образом мотивировать ребенка заниматься чаще. Однако решение о покупке подписки на образовательную платформу принимают родители. Их предпочтения не всегда совпадают с тем, что хотят дети. Поэтому возникает вопрос, каким образом нужно сочетать два ключевых элемента – образовательный материал и игры – так, чтобы и дети, и их родители были одинаково довольны.

Как образование в РЭШ помогло в построении международной академической карьеры?

Конечно, РЭШ дала мне сильную базу по ключевым предметам – микроэкономике, эконометрике и статистике. Я очень благодарна моим профессорам – Сергею Измалкову, Григорию Косенку, Павлу Катышеву и многим другим (всех не перечислить!) за прекрасные курсы. В процессе учебы особенно ценным для меня было большое количество домашних работ – когда решаешь задачи самостоятельно, начинаешь гораздо глубже понимать материал. На мой взгляд, такая подготовка особенно хороша для PhD в бизнес-школе, где требования к обязательным курсам не такие строгие. Также был очень полезен опыт работы стажером-исследователем в ЛИСОМО под руководством Шломо Вебера, где я училась у опытных исследователей.

И, разумеется, РЭШ дала мне прекрасных одногруппников! Со многими из них я продолжаю общаться и сегодня, и их достижения вдохновляют двигаться вперед.

Расскажите, пожалуйста, об исследовательском проекте, который вы реализуете совместно с РЭШ. В чем его цель? Как вы пришли к этой идее? Кто еще участвует в команде?

Большое количество детских образовательных платформ сфокусированы на изучении одного предмета, например, чтения, математики, иностранных языков. В сотрудничестве с Учи.ру мы решили проанализировать другую модель. Учи.ру интересна тем, что представляет курсы по нескольким предметам школьной программы, и дети могут одновременно проходить несколько из них. В отличие от школы, где расписание создано методистами, на онлайн-платформе ребёнок и его родители выбирают сами, сколько времени заниматься каждым предметом и в каком порядке

В данном проекте мы совместно с профессором РЭШ Дарьей Дзябурой стремимся понять, существует ли оптимальное распределение времени работы ребенка над каждым из предметов. Наша конечная цель – определить, может ли процесс обучения различным дисциплинам быть улучшен с помощью адаптивных рекомендаций, то есть таких, которые предоставляются по мере прохождения различных упражнений в каждой из сессий. Цель этих рекомендаций состоит в том, чтобы отслеживать успеваемость ученика, и, в зависимости от нее, советовать переключиться на другие предметы либо, напротив, продолжать фокусироваться на текущих заданиях. Например, если скорость решения задач по какому-либо предмету падает, то это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, и, возможно, его внимание лучше переключить на другой предмет.

Какова роль компании Учи.ру в проекте? Как возникла идея сотрудничества? Какие данные они вам предоставили?

Сотрудничество с компаниями в области образования особенно интересно для меня, поскольку они действительно заинтересованы в том, чтобы приносить пользу обществу и помогать детям учиться. Учи.ру, несмотря на уже достигнутую популярность и большой охват аудитории (сейчас более половины школьников России занимаются на платформе), продолжает постоянно совершенствовать свой продукт. Например, специалисты по анализу данных компании не только поделились с нами первоначальными данными для исследования, но и по нашей просьбе добавили в массив дополнительные переменные, необходимые для анализа. Мы очень благодарны им за это.

В исследовании мы использовали анонимизированные данные о прохождении карточек по различным предметам из случайной выборки школьников. Основные переменные – это время, затраченное на карточку, и процент правильно решенных упражнений. Такая детальность данных позволяет наблюдать, как быстро пользователи учатся/как быстро забывают пройденный материал и как эти параметры различаются между учениками разных возрастов, между мальчиками и девочками. 

Участвуют ли студенты РЭШ в этом исследовании?

Пока нет. Но они могут использовать полученные данные в собственных проектах.

Если у студентов появятся идеи исследований на основе данных Учи.ру, они могут запросить  доступ к анонимизированным даным, представив проект будущей работы. Эта возможность часть новой инициативы РЭШ по предоставлению данных компаний для исследований студентов и профессоров. Более подробное описание данных есть на сайте https://sites.google.com/nes.ru/nes-datanerds-data-center/dataset-descriptions.

В чем ценность и особенности совместных проектов между вузами и бизнесом? Каковы их преимущества? 

Я думаю, что такое сотрудничество может быть очень плодотворным для обеих сторон. Для бизнеса основное преимущество состоит в том, что результаты исследований могут помочь оптимизировать бизнес-процессы, например улучшить дизайн сайта, систему рекомендаций. Кроме того, иногда участие в совместном исследовании позволяет компании получить дополнительную полезную информацию: например, в ходе одного из моих проектов мы выяснили, что больше всего усилий менеджеры тратили на тех потребителей, которые, согласно их же модели, с наибольшей вероятностью отпишутся от услуг. А профессиональная литература по маркетингу говорит о том, что это наименее эффективно: потребители, которые с большой вероятностью разорвут контракт, скорее всего, просто не нуждаются больше в услугах компании; маркетологам разумнее тратить средства (например, предоставлять скидки) на тех клиентов, кто еще сомневается. Менеджеры компании посчитали полученную информацию очень полезной для себя.

Для вузов польза состоит в том, что, во-первых, они получают доступ к данным, на которых можно проверять гипотезы. Во-вторых, коммуникация с компаниями позволяет ученым приблизить цели исследований к тому, что действительно важно в реальном мире. Я считаю, что социальные науки, которыми являются экономика и маркетинг, должны решать в первую очередь насущные, практические проблемы, с которыми сталкиваются компании/потребители/государство.

Безусловно, при реализации подобных исследовательских проектов необходимо учитывать и оговаривать заранее некоторые моменты, поскольку представления о характере сотрудничества в академической сфере и бизнесе зачастую различаются. Например, в науке очень важно качество, поэтому исследования могут занимать несколько лет. При этом в бизнес-секторе необходимо принимать решения очень быстро, вследствие чего скорость становится одним из приоритетов. Поэтому, на мой взгляд, необходимо заранее оговаривать сроки и цели партнерства, чтобы у обеих сторон были реалистичные ожидания.

Каковы ваши профессиональные планы?

Начиная с осени я буду работать профессором маркетинга в университете Торонто в бизнес-школе Ротмана. Я планирую и дальше заниматься исследованиями в области дизайна образовательных продуктов, не только для детей, но и для взрослых. Часто можно услышать мнение, что маркетинг – это что-то негативное, и цель маркетологов состоит в том, чтобы продать потребителям как можно больше ненужных товаров по максимально высокой цене. В онлайн-образовании же, наоборот, роль маркетинга/дизайна продукта состоит в том, чтобы принести реальную пользу потребителям, ведь образовательные компании особенно заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с клиентами. А залог этого в том, чтобы выполнить долгосрочные обещания: помочь людям достичь их конкретных целей в обучении.

Что, на ваш взгляд, важно делать студентам и выпускникам РЭШ, чтобы найти свой профессиональный путь?

Я думаю, что очень важно прислушиваться к собственным желаниям, пусть они и не совпадают с тем, что делает большинство людей вокруг тебя. Я считаю, что если у человека нет интереса к тому, чем он занимается, достичь какого-либо результата будет сложно. Ведь львиная доля в достижении успеха  – это труд. А трудиться намного приятнее и легче, когда тебе нравится твоя работа! Люди РЭШ действительно удивительные, талантливые и трудоспособные, поэтому я уверена, что они смогут достичь больших успехов в самых разных областях.

 

Поступить на программу «Магистр экономики» можно по результатам вступительных экзаменов или международных сертификатов по математике и английскому, а также по Олимпиаде РЭШ, которая состоится 13 июня. Регистрация на Олимпиаду: здесь.

 

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки