Перейти на старую версию сайта
Закрытые границы, Zoom, прокторинг. Дистанционное обучение глазами студентов. Часть 1
Пн, 24 мая 2021

Закрытые границы, Zoom, прокторинг. Дистанционное обучение глазами студентов. Часть 1

Уже больше года назад Российская экономическая школа, как и все вузы страны, перешла на дистанционную форму обучения. Затем было несколько сессий онлайн, недолгое возвращение к очным занятиям, снова дистант, сейчас — совмещение очного и удаленного обучения. Мы попросили студентов «Финансы, инвестиции, банки» (MAF) рассказать об их опыте в таких разных типах учебы. Читайте их истории и ищите подборку полезных советов в конце второй части.

Дайана Бигали, MAF’2022. О том, зачем ездить университет даже на онлайн-занятия

— Я окончила бакалавриат Кембриджского университета по политологии в 2019 году и еще какое-то время жила в Великобритании. Весной 2020, когда началась пандемия, я вернулась домой. Тогда улетали последние рейсы, нам сказали: «Сейчас есть возможность вас вывезти, когда она появится в следующий раз — неизвестно». Я подумала, что в это время лучше быть с родными и вернулась в Казахстан.

Дома я стала готовиться к поступлению в РЭШ. Выбрала MAF, потому что слышала, что это одна из самых сильных программ по финансам в России. И мне понравился прикладной характер контента — меньше теории, больше практики.

Три модуля на расстоянии

Когда началась учеба, я еще была в Караганде. Границы с Россией закрыты, на машине не выехать. Вылетов долгое времени не было совсем, в декабре появились еженедельные рейсы. А студентов, которым в то время нужно было попасть из Казахстана в Москву — около 70 000. Билеты раскупали быстро, свой я караулила около трех месяцев.

Было грустно, когда вся группа веселилась на welcome party, а я была дома. Но учиться дистанционно было комфортно, в некоторых аспектах удаленная учеба даже лучше очной. Например, лекции в записи можно было пересматривать перед экзаменами на скорости х2 — это помогало освежить знания за короткое время.

Были сложности из-за разницы во времени. Я — жаворонок, встаю в семь утра и мне легче учиться утром. Но пары обычно начинались в 10, по нашему времени это уже час дня. Несколько раз лекции начинались около 22, я слушала их в пижаме и спасалась кофе.

О силе места

В феврале я приехала в Москву. Сейчас часть занятий проходить очно, часть — онлайн. Но мне важно менять обстановку, чувствую себя комфортнее, если живу в одном месте, а учусь и работаю — в другом. Поэтому я каждый день провожу в РЭШ, даже лекции через зум я смотрю в стенах университета. Приедешь утром, там тихо, спокойно, садишься с компьютером и можешь нормально работать. Думаю, секрет и в окружении: легче делать что-то продуктивнее, когда люди вокруг заняты тем же. А в РЭШ это всегда так.

Никита Плотников, MAF’2022. О дистанционной сессии, плюсах и минусах записи лекций

— Четыре года назад я получил диплом бакалавра Новосибирского государственного университета. Сразу после этого меня рекрутировали в международную нефтесервисную компанию, где я проработал до весны прошлого года. Я быстро понял, что искать работу в разгар пандемии — плохая идея, решил инвестировать время в обучение. Услышал про программу MAF и начал готовиться к поступлению.

Экзамены онлайн

Я не участвовал в Олимпиадах, удаленно сдавал международные экзамены TOEFL и GMAT. Разница в месте проведения: в условиях пандемии мы проходили тесты на своих компьютерах, дома. А за тем, как каждый это делает, наблюдал проктор с другой стороны океана.

Примерно так же проходили онлайн-сессии в РЭШ (за этот год мы успели попробовать сдавать экзамены и в традиционном формате, и дистанционно). Находишься дома, открыт ноутбук, пишешь экзамен либо на компьютере, либо от руки на листе. А через ноутбук за тобой и всем, что происходит на экране, наблюдает проктор. Для дополнительной проверки рядом висит телефон со включенным зумом. После окончания экзамена загружаешь на платформу my.NES либо файл с выполненной работой, либо сканы листов. Мне больше нравилось сдавать экзамены дома — это проще, не надо никуда ехать, с утра встал, позавтракал, кофе выпил, сел за свой компьютер и сдаешь экзамен. 

Лекции в записи и проблемы мотивации

Занятия на дистанте были двух типов: лекции и семинары. На my.NES можно посмотреть расписание, найти ссылки на занятия, домашние задания, оценки, пообщаться с преподавателями и одногруппниками. Думаю, без единой платформы организовать обучение было бы сложнее.

Лекции проводятся на большую аудиторию, преподаватель дает материал всему потоку. И плюс, и минус, что их можно смотреть в записи. С одной стороны, можно переслушать какие-то непонятные моменты, интенсивно подготовиться к экзаменам. С другой, это расслабляет: зачем вставать в 9 утра и присутствовать на лекции онлайн, если я смогу потом посмотреть запись? Моя мотивация была в том, что я знал, за чем пришел в РЭШ — за первоклассным образованием. Когда осознаешь, что это выбор между «заниматься каким-то необязательным делом» и «послушать полезную лекцию», делать его легче.

Семинары проводятся для 10–15 человек за один раз. Это более интерактивный формат, здесь студенты чувствуют себя более включенными, более смелыми. Задавать какой-то глупый вопрос, который услышит полсотни студентов по всей Москве, страшно. На семинаре, когда вас чуть больше десятка, и все с включенными камерами, это сделать легче.

На дистанте не хватает живого контакта. Хочется видеть жесты и интонации лектора, смотреть на одногруппников, чтобы по их взглядам понять — они тоже чего-то не понимают, или это я один такой? Сейчас стоит задать вопрос, или все максимально включены в процесс, ловят каждое слово, и я буду некстати? Это неуловимые, тонкие материи, их через экран не передать.

Презентация программы «Финансы, инвестиции, банки» состоится 24 мая в 18:00. Для участия необходимо зарегистрироваться.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки