Перейти на старую версию сайта
Закрытые границы, Zoom, прокторинг. Дистанционное обучение глазами студентов. Часть 2
Пн, 24 мая 2021

Закрытые границы, Zoom, прокторинг. Дистанционное обучение глазами студентов. Часть 2

Продолжаем делиться историями студентов MAF об опыте очной и дистанционной учебы. Первую часть материала читайте по ссылке.

Галина Смирнова, MAF’2021. О начале пандемии, опыте учебы и работы в онлайне

Я пришла на MAF после Дальневосточного федерального университета во Владивостоке, специальность «Китаеведение». Уже на третьем курсе стало понятно, что преподавание или переводы — не мое, я стала искать, чем бы мне хотелось заниматься, и пришла к экономике и финансам. На четвертом курсе я случайно от знакомого узнала о РЭШ. Он обмолвился, что Российская экономическая школа — это какой-то магический вуз, куда невозможно поступить и еще сложнее окончить. Я заинтересовалась, а дальше — дело техники. Посмотрела программу, прошла вступительные испытания и летом 2019 года была зачислена на программу «Финансы, инвестиции и банки».

Когда мы только начинали учиться, о дистанте еще никто не слышал. Мы приезжали в РЭШ примерно к десяти утра, занимались на парах. Учеба занимала примерно четыре-пять дней в неделю. После пар кто-то оставался в РЭШ делать домашние задания, кто-то уезжал домой. В особо сложные периоды, когда было много экзаменов или домашних работ, некоторые даже оставались в РЭШ ночевать.

Начало дистанта

Это был четвертый модуль, начало марта. В первую неделю мы учились как обычно, но уже доносились новости о возможном переводе на дистант. В конце второй недели нам объявили, что теперь мы будем учиться онлайн. Неизвестно, на какой срок, непонятно, как будут проходить занятия.

И мы, и преподаватели достаточно быстро адаптировались. Были технические сложности: у кого-то из студентов не было оборудования для подключения к онлайну, у некоторых профессоров были недостаточно мощные компьютеры, чтобы сразу вести трансляцию и открывать нужные программы. РЭШ справилась с этим довольно быстро: у кого не было техники — купили технику, кто не умел пользоваться ресурсами для учебы — научили.

Карантин я переживала в Москве, разница с домом во времени — шесть часов. Если бы я была у родителей, то пары могли заканчиваться и в полночь, и в четыре утра. Кроме того, дома — мама-преподаватель, брат-школьник. Работать онлайн всем сразу было бы трудно.

Учеба + работа

На втором курсе формат обучения остался таким же. Мы на какое-то время вернулись на кампус только в октябре, а после — снова локдаун, вторая волна, приказ Минобра о дистанционном обучении. Та октябрьская учеба тоже отличалась от обычной: студенты с разных программ ходили на пары только в свои дни, чтобы не пересекались разные потоки обучающихся.По определенным дням были очные занятия, которые затем сменялись онлайном. В вузе все сохраняли социальную дистанцию, носили маски, в помещениях чаще обычного проветривали. 

Сейчас такой гибридный режим сохраняется. Он играет в плюс для тех, кто уже строит карьеру. После летней стажировки я получила оффер и устроилась на фулл-тайм работу. До декабря у нас был полностью удаленный формат, получалось, что я практически круглосуточно училась и решала рабочие задачи за компьютером. Недавно пришел системный отчет, что я использую свой ноутбук двадцать часов в день. Было тяжело, но это вынужденная мера.

Николай Трушников, MAF’2022. Об опыте студента и преподавателя в онлайне

В 2018 году я окончил физфак МГУ. Потом учился в магистратуре ВШЭ на математическом факультете, но решил сменить направление и поступил в РЭШ. В MAF привлекли бренд, более открытые люди, да и образовательные материалы, опубликованные в открытом доступе, оставили самое приятное впечатление.

До РЭШ у меня толком не было опыта дистанционного обучения со стороны студента. Когда случилась первая волна пандемии, моя первая магистратура уже подходила к концу, мы толком не учились, закрывали практику и писали дипломы. Но зато был опыт с точки зрения преподавателя.

Дистант с другой стороны

Так как у меня в анамнезе — физический факультет МГУ, несколько лет я преподавал детям физику, в том числе готовил сборную Москвы к Всероссийской олимпиаде. Еще до пандемии некоторые мероприятия проходили онлайн: например, мы несколько раз проводили образовательные мероприятия для детей из других городов. А с апреля по август 2020 все занятия перешли в цифру.

Для преподавателя в онлайне самое сложное — контролировать вовлеченность учеников. Читать в экран достаточно тяжело, не получаешь никакой обратной связи. Когда осенью началась дистанционная учеба в РЭШ, я уже знал, почему так важно включать камеру во время лекций, задавать вопросы, использовать исправный микрофон. Конечно, это не заменит живого общения, но поможет хоть как-то наладить связь между студентом и преподавателем.

Решить проблему общения внутри группы помогала сама система обучения. По многим предметам у нас были групповые домашние задания по 3–5 человек, для зачетов мы защищали групповые проекты. Несмотря на то, что мы толком не были знакомы с одногруппниками, приходилось налаживать общение через зум, чаты. Мы собирались на интенсивы, выполняли задания, затем снова перемешивались для новых проектов. Когда в октябре вернулись в вуз, окончательно перезнакомились и общаться даже без учебных поводов стало проще.

Практические советы по учебе в онлайне от студентов MAF

Удаленная учеба может быть не только вынужденной: многие образовательные площадки перешли в онлайн, потому что для кого-то этот формат оказался наиболее удобным. Собрали подборку советов от студентов, как эффективнее учиться на дистанте.

  • Проверьте качество вашей техники. Для коммуникации с преподавателем и учебной группой вам точно понадобится хороший микрофон. Испытайте его в деле: как он передает ваш голос, нет ли посторонних шумов?. Если вы не сможете понятно и быстро задавать вопросы, это будет тормозить работу всей группы.
  • То же самое касается и качества интернет-соединения. Если нет проводного интернета, может выручить Wi-Fi с телефона, по опыту иногда он быстрее, чем домашний роутер.
  • Чтобы не было искушения игнорировать онлайн-занятия (ведь все равно потом будет запись!), планируйте день заранее. Заполняйте свободное время хобби, прогулками, общением. Создайте дефицит времени для безделья.
  • В период интенсивной дистанционной работы/учебы потратьте время на отстройку бытовых задач. С утра — полчаса на уборку, в полдень — заказать доставку еды, за час до сна — выключить все гаджеты и поставить их на зарядку. Вся рутинная работа должна выполняться четко по заведенному порядку, как часы. Фокус внимания нужен в другом месте.
  • Чаще находите повод выйти из дома. Хотя бы раз в день. Это поможет переключиться, отдохнуть от учебы. Вспомнить, что жизнь есть и за пределами монитора.

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки