Жизнь во время обучения на PhD и после: что нужно знать будущим аспирантам
Пн, 30 июня 2025

Жизнь во время обучения на PhD и после: что нужно знать будущим аспирантам

Как понять, что PhD вам подходит? С какими сложностями сталкиваются студенты и чем привлекательна академическая карьера в сравнении с индустрией? Своим опытом поделились профессора РЭШ: Озгур Эврен (PhD по экономике Нью-Йоркского университета), который много лет координировал поступление студентов РЭШ на PhD, и Дуглас Кэмпбелл (PhD по экономике Калифорнийского университета), который приступил к обязанностям координатора в этом учебном году. 

Какую помощь могут получить студенты РЭШ, которые планируют продолжить обучение на PhD?

Озгур Эврен: В сентябре заинтересованные студенты обращаются с вопросами по поводу поступления. PhD-координатор делится с ними статистикой прошлых лет, рейтингом учебных заведений и возможностями для получения стипендий. Параллельно студенты сдают международные экзамены: GRE, TOEFL или другие. Далее им нужно подготовить заявки на программы, чаще всего это мотивационные и рекомендательные письма. На этом этапе координатор иногда вынужден сократить список вузов, куда кандидат подает документы, чтобы не лишать других студентов возможности поступить в школы с более низким рейтингом. Это деликатный процесс, в ходе которого между профессором и студентами могут возникать разногласия, — тогда профессора, которые предоставили студенту рекомендации, выступают в качестве посредников. Конечно, координатор предоставляет альтернативные варианты, чтобы увеличить шансы на поступление. Я занимался этим много лет, а в этом году меня сменил Дуглас. Уверен, что он отлично справится с работой.

Какие факторы влияют на шансы кандидата поступить?

Озгур: Здесь важно различать выпускников и студентов последних курсов. Если вы заканчиваете учиться и планируете подать заявку в аспирантуру, средний балл (GPA) очень важен: на данном этапе это самый надежный показатель исследовательского потенциала, технических навыков и энтузиазма в учебе. Для поступления в лучшие университеты, такие как Принстон, Северо-Западный университет или Нью-Йоркский университет, нужно быть лучшим студентом в своем классе. Для выпускников же решающим фактором может стать опыт исследовательской работы: если вы уже опубликовали несколько хороших научных работ, GPA будет не столь значим. Безусловно, исследовательская деятельность важна и для студентов — это не только ценный опыт, но и дополнительная возможность получить рекомендательные письма от профессоров.

С какими трудностями могут столкнуться студенты, которые начинают обучение на PhD-программе?

Дуглас Кэмпбелл: Часто речь идет о переезде в другую страну, и, конечно, адаптация к новой культуре может быть непростой. К тому же первый год обучения в аспирантуре по экономике — самый трудный: скромные доходы, непривычно большой объем задач и ощущение застоя в карьере могут приводить к психологическим проблемам. Ситуация осложняется тем, что студент находится вдали от дома и друзей. Другая возможная сложность заключается в том, чтобы наладить контакт с преподавателями. Прогресс в академии во многом зависит от умения выстраивать отношения с профессорами и коллегами — ваш круг профессиональных контактов может стать ключевым фактором успеха в карьере исследователя.

Озгур: Поддержу тезис Дугласа: учеба на PhD требует определенных навыков общения. Поступая в аспирантуру, я был типичным технарем и отлично умел решать задачи, но общение — это совсем другое дело. Оно давалось мне гораздо сложнее. Налаживание связей важно: работать над исследованиями и писать статьи в одиночку чрезвычайно сложно, если вы хотите публиковаться в ведущих журналах. Нужно общаться с коллегами, узнавать об их проектах и рассказывать о своих идеях — это поможет сформировать сильную команду соавторов. Во время обучения на PhD вас будут окружать талантливые исследователи, и только от вас зависит, сможете ли вы выстроить крепкие профессиональные и личные связи.

Расскажите коротко об этапах обучения на PhD-программе. Чего ожидать вчерашним выпускникам РЭШ, которые поступили в аспирантуру за рубежом?

Озгур: Первый год, как правило, невероятно трудный: вы будете среди очень способных студентов, и чтобы преуспеть, вам придется потрудиться. В этом смысле у выпускников магистерских программ РЭШ есть одно важное преимущество: учебный материал первого года обучения с большой вероятностью им уже знаком. В конце первого года вас ждет сложный квалификационный экзамен, где нужно продемонстрировать знание материала, изучаемого в течение всего учебного года.

На втором году обучения вы пройдете несколько общих и специализированных курсов, а также сможете выбрать факультативные курсы, которые подготовят вас к исследовательской работе. Начиная с третьего курса от аспирантов ожидают научных работ. Чтобы окончить программу, необходимо написать три-четыре статьи, которые будут одобрены научным руководителем. Их также предстоит защитить перед ученым советом. Чтобы преуспеть, важно с искренним интересом относиться к изучаемым темам. У вас не будет начальника, который ставит вам задачи и следит за дедлайнами: вам придется мотивировать себя самостоятельно.

Что касается финансовой стороны, во время учебы в аспирантуре вы будете получать достаточно, чтобы покрыть расходы на проживание, и, возможно, даже останется на летние поездки. Однако роскошной жизни у вас точно не будет — таков путь аспиранта.

По вашим наблюдениям, как много выпускников строят карьеру в индустрии после получения степени?

Озгур: Я не знаю точных цифр, но я бы сказал, что 70-80% выпускников PhD-программ продолжают работу в академии на позициях исследователей и преподавателей. Конечно, у инженера, получившего степень доктора технических наук, больше возможностей строить карьеру в индустрии. Но если вы занимаетесь экономикой, например, экономикой развития или политической экономикой, какой от вас толк, скажем, в консалтинге? Такая специализация вряд ли принесет потенциальному работодателю хорошую прибыль. Аспирантура — это прежде всего про исследования. Если вы совсем не заинтересованы в исследовательской карьере, едва ли стоит рассматривать поступление на PhD-программу как опцию.

Дуглас: Как экономисты мы иногда говорим, что если бы существовал очевидный наилучший карьерный путь, например, получение докторской степени, работа консультантом или управление хедж-фондом, то каждый просто пошел бы по этому пути или основал стартап. Но идеального варианта, который подошел бы каждому, не существует.

Если вы сомневаетесь, я рекомендую поговорить с как можно большим количеством людей об опыте получения степени, познакомиться с выпускниками PhD-программ и оценить, чего им удалось достичь в карьере. Общение с людьми, которые уже прошли этот путь, поможет понять, соответствуют ли возможности, которые открывает PhD, вашим ожиданиям.

Какие преимущества академической карьеры вы выделяете?

Дуглас: Одним из главных преимуществ работы штатным профессором является свобода действий и достаточно ограниченный объем рабочих обязанностей. Хотя в среднем зарплата профессора ниже, чем, например, у партнера в McKinsey, это все равно отличная работа по сравнению с 99% других вариантов. Еще одно важное преимущество — низкий уровень неопределенности и стресса. По сравнению с работой в стартапе или трейдингом, чем я занимался, риск увольнения штатного профессора намного ниже. Это позволяет меньше переживать и получать больше удовольствия от работы.

Озгур: За что мне особенно нравится моя работа, так это за независимость, которую она дает. Я взаимодействую со своими соавторами при работе над исследованиями и придерживаюсь некоторых базовых правил в преподавании, но в остальном я сам принимаю профессиональные решения. Кроме того, я могу свободно путешествовать и распоряжаться своим временем. Наконец, на мой взгляд, статус профессора — нечто ценное и примечательное. Исследователи пользуются авторитетом как специалисты в своей области: они получают запросы на интервью от новостных агентств, могут вести собственные колонки в прессе и выступать в качестве экспертов на телевидении. Возможность делиться профессиональным мнением приносит своего рода интеллектуальное удовольствие.

Ежегодно около 12% выпускников РЭШ выбирают карьеру в академии, а за все время существования Школы около 300 ее выпускников уже получили степень PhD в ведущих университетах США, Европы и Азии, при этом почти 200 из них занимают профессорские позиции в разных странах мира. При этом после окончания PhD многие из выпускников РЭШ возвращаются в Россию, где работают в вузах (в том числе в РЭШ) или исследовательских центрах, занимаясь наукой, исследованиями и преподавательской деятельностью.

Если вы также мечтаете об исследованиях и академической карьере, приходите учиться в РЭШ и начните свой путь к успеху на программе «Магистр экономики».

Подписка на рассылку

Подписка на email рассылку новостей, мероприятий и событий Российской экономической школы
E-mail*(Текст ошибки)
Выберите тематику рассылки

КОНТАКТЫ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ

Спасибо!
Мы получили данные и уже обрабатываем их.
Спасибо!
Заявка на подписку отправлена. Вам было выслано письмо с ссылкой для подтверждения подписки на указанный адрес электронной почты. Если письма во входящих нет, то проверьте папку «Спам».
Спасибо!
Вы успешно подтвердили адрес электронной почты
Спасибо!
Вы успешно отписались от рассылки